Теория:

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.
Логическая связь предложений проявляется в том, что часть информации, представленной в одном предложении, в том или ином виде будет повторяться в последующих предложениях.
 
Связь предложений в тексте обеспечивают различные языковые средства:
  • лексические (синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор, однокоренные слова);

  • морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия, формы слова, единство видовременных формы глаголов);

  • синтаксические (параллелизм, парцелляция, вводные слова).
Лексические средства связи
Тип средства
Пояснение
Примеры
в т. ч.
контекстные
 
 
 
 
В двух соседних предложениях встречаются слова, близкие по значению
 
 
 
Огромные руки его, разбитые старостью и пьянством, лежали на костыле и всё время ходили, шатали костыль. Лицо и крупный нос были розовы, мясисты, в рытвинах (И. Бунин. Будни).
 
Скука монотонности рождает неутолимую жажду оригинального, что уже само по себе оригинально. Потребность в новых историях — признак Нового времени (А. Генис. Фотография души)
в т. ч.
контекстные
 
 
 
 
 
В двух соседних предложениях встречаются слова, противоположные по смыслу
 
 
 
Весенний сырой ветер крепко дует в голых лозинах, а на них немолчно орут только что прилетевшие грачи, — орут важно, победно и вместе с тем радостно, бестолково, не­стройно. Ни с чем не сравнимое чувство — слышать их в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (И. Бунин. Последняя весна).
 
Ишь лапти-то какие. Чего ж башмаков не купишь? (И. Бунин. Последняя весна)
Слова одной тематической группы
 
 
 
 
Встречаются слова, которые объединяются тематикой (сфера деятельности, научная дисциплина и т. д.)
 
 
Он прошёл пахнущий самоваром вокзал и через минуту уже сидел в купе международного вагона. Как легко и плавно тронулся поезд! (И. Бунин. Пыль).
 
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя (А. Чехов. В аптеке)
Однокоренные слова
 
 
 
 
Использование в соседних предложениях родственных слов (слова могут относиться к разным частям речи)
 
Несколько запылённых извозчиков стояло вдали. Серый от пыли вагон трамвая ждал чего-то (И. Бунин. Пыль).
 
Когда вышли — лунная ночь. Половина блестящей луны, прямые тени голых деревьев, среди них, на снегу, сверканье драгоценных камней; тень от дыма из трубы дома (И. Бунин. Последняя весна)
Лексический повтор
 
 
 
 
 
Повторение в двух предложениях одного и того же слова в одной форме
 
 
 
Мещанин, в рыжей, выгоревшей чуйке, в картузе, надвинутом на уши, в истёртых, с пылью в складках, сапогах, грыз на площадке вагона подсолнухи. Грыз и кондуктор, поводя голубыми хмельными глазами (И. Бунин. Пыль).
 
Князь умер перед вечером двадцать девятого августа. Умер, как жил, — молчаливый, ото всех отчуждённый (И. Бунин. Исход)
Морфологические средства
Тип средства
Пояснение
Примеры
союзные слова
 
 
 
 
 
 
 
Второе предложение начинается с союза или союзного слова. Союзы тоже, также, же могут находиться в середине предложения
 
 
 
 
 
В ненастье и во время прибыли воды клёва не было. Зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! (К. Паустовский. Золотой линь).
 
Было два часа, в доме было тихо и пусто, мама, как всегда, спала после обеда. Глашка тоже, верно, заснула... (И. Бунин. Апрель)
 
 
 
 
 
 
Предложения, связанные с помощью частиц, обычно имеют дополнительное средство связи
 
 
 
 
Мерин был покорен. Только глубоко, раздувая рёбра, вздохнул, когда почувствовал подпруги (И. Бунин. Последнее свидание).
 
И я бы ему многое рассказал и обратил внимание. Ведь у нас не трактир, а для образованных людей... (И. Шмелёв. Человек из ресторана)
 
 
 
 
 
 
 
В качестве вида связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения, которые указывают на лица, предметы и признаки, названные в предыдущем предложении
 
Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать (А. Куприн. Куст сирени).
 
На крыльце, положив морду на лапы, калачиком свернулась старая гончая собака. Она не двинулась, только посмотрела, подняв брови, и с приветом постучала хвостом (И. Бунин. Последнее свидание)
 
 
 
 
 
 
 
В качестве вида связи обычно используются наречия места, времени и местоименные наречия разных значений
 
Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подмётывая на живую нитку низ голубой юбки (А. Куприн. Тапёр).
 
Пройдя деревню, увидал с косогора огоньки внизу, на водяной мельнице у Петра Архипова. Пошёл туда (И. Бунин. Последняя осень)
Формы слова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одно и то же слово повторяется в двух соседних предложениях, но имеет разные формы (т. е. отличается окончаниями).
Если в задании средство названо как формы слов (а не сло'ва), то, значит, встречаются два и более слов в разных формах
 
 
Маленький доктор, едва доставая до груди Арбузова, приложил к ней стетоскоп и стал выслушивать. Испуганно глядя доктору в затылок, Арбузов шумно вдыхал воздух и выпускал его изо рта, сделав губы трубочкой, чтобы не дышать на ровный глянцевитый пробор докторских волос (А. Куприн. В цирке)
 
Всё крыльцо было седое от мороза. Мороз солью лежал на траве, на сизо-зелёных раковинах капустных листьев, раскиданных по двору (И. Бунин. Последнее свидание)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глаголы, использованные в соседних предложениях, указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят
 
 
 
 
 
 
В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами… (А. Куприн. Куст сирени).
 
Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и всё это слепило, всё было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем (И. Бунин. Солнечный удар)
 
Обрати внимание!
Различай формы слова и лексический повтор.
Формы слова — это использование одного и того же слова в разных грамматических значениях (в разном числе, падеже, времени, лице и т. д.).
Лексический повтор — это повтор слова без изменения.
 
Если в задании указано средство формы слов (а не слова), то значит, что нужно найти минимум два слова, которые повторяются в разных формах.
Синтаксические средства
Тип средства
Пояснение
Примеры
 
 
 
 
 
 
 
Вводные слова сопутствуют другому виду связи
 
 
 
 
 
Не хочу и боюсь нарушать нашу жизнь чем бы то ни было. Действительно, вы бесконечно близки мне как мой друг (В. Брюсов. Через пятнадцать лет).
 
И как уже немало прошло этих дней и годов, то немало и сомнений закралось в мою душу. Я, например, всецело присоединился теперь к тому великому почтению, какое питал покойный Фисун к архивам (И. Бунин. Архивное дело)
Синтаксический параллелизм
 
 
 
 
 
Одинаковый порядок слов; члены предложения выражены одними и теми же частями речи
 
 
 
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М. Лермонтов. Парус).
 
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
(Морозко, русская народная сказка)
Парцелляция
 
 
 
 
 
 
Дробление предложения на части
 
 
 
 
 
А просто, если там нет никаких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.
— Посадить?.. Кусты?.. — вытаращил глаза Николай Евграфович (А. Куприн. Куст сирени).
 
Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын. Нобелевская лекция)
 
Часто в предложениях встречается сразу несколько средств.
 
Слушая и думая, он стал видеть сны. Но из печальных и скучных воспоминаний складывались они (И. Бунин. Худая трава) — второе предложение связано с первым с помощью противительного союза и личного местоимения.
 
На дворе залаяли собаки. Он взглянул в окно: от ворот к дому шла, бросая собакам кусочки хлеба, Ганька со своей подругой Машкой (И. Бунин. Апрель) — средством связи предложений выступают единство видовременных форм для обозначения последовательных событий и формы слова собака.
Источники:
http://gramota.ru, портал «Грамота.ру».
С. Е. Колчина. ЕГЭ. Русский язык: алгоритмы выполнения типовых заданий. Москва: Эксмо. 2018. С. 186–191.