Теория:

Задание № \(25\) ЕГЭ связано с поиском и определением средств связи предложений в тексте.
 
Оно чем-то напоминает задание № 2, но если во втором задании нужно самостоятельно подобрать слово, то теперь твоя задача — определить, что придаёт тексту связность, логичность и последовательность.
 
Разберём несколько возможных формулировок задания.
Пример:
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
 
1) Среди предложений \(1\)–\(5\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи союза. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
2) Среди предложений \(6\)–\(10\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
3) Среди предложений \(9\)–\(13\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
Начинай проверку не с указанного предложения, а с предыдущего, потому что первое из указанных предложений уже может содержать нужное средство.
 
Если в задании уточняется, что предложение связано с предыдущими, а не предыдущим, то обрати внимание на несколько предложений перед указанным эпизодом.
 
Подходящих под описание предложений может быть несколько, поэтому не бросай поиск, если одно предложение уже найдено. В таком случае записывай номера предложений без пробелов и знаков препинания.
 
За правильно выполненное задание выставляется \(1\) балл. Если допустишь ошибку, то выставляется \(0\) баллов.
Алгоритм выполнения
1. Прочитай нужный эпизод и одно предложение, предшествующее ему.
 
2. Отметь встречающиеся средства связи, которые указаны в задании.
Если названо несколько средств, проверь, что все они присутствуют в предложении.
 
3. Запиши в ответе номер предложени(-я, -й), котор(-ое, -ые) содерж(-ит, -ат) указанные средства связи.
 
Записывать номер предыдущего предложения не нужно!
Как решить задание из примера?
Прочитаем указанный эпизод в тексте с одним предложением перед ним и отметим все слова и средства, которые необходимо найти.
Запишем в ответе номера предложений.
 
1) Среди предложений \(1\)–\(5\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи союза. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
 
В предложении \(2\) встречается противительный союз но — он связывает предложение с предыдущим (отношения противопоставления).
 
В предложении \(4\) встречается союзное слово когда — его мы не берём во внимание, потому что оно связывает части сложного предложения \(4\).
 
Ответ: \(2\).
 
2) Среди предложений \(6\)–\(10\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле.
 
Указательные местоимения этом и это, которые называют предметы и явления, обозначенные в предыдущих предложениях, встречаются в предложениях \(6\) и \(9\).
 
В предложении \(7\) встречается указательное местоимение так, но оно не связывает предложения \(6\) и \(7\).
 
Ответ: \(69\) (или \(96\)).
 
3) Среди предложений \(9\)–\(13\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих.
 
В предложении \(12\) встречается частица именно и повторяется без изменения формы слово красиво из предложения \(11\).
 
Лексический повтор также встречается в предложении \(11\) (слово ошибок), однако нет частицы, поэтому этот вариант будет неверным.
 
Ответ: \(12\).
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 53–54.