Теория:

Задание № \(24\) ЕГЭ направлено на проверку знаний лексических явлений в русском языке.
 
Нужно знать и уметь находить в тексте:
  • слова с прямым/переносным значением;
  • синонимы (в т. ч. контекстные);
  • антонимы (в т. ч. контекстные);
  • омонимы;
  • фразеологизмы;
  • заимствованные слова;
  • неологизмы и устаревшие слова;
  • слова, ограниченные в употреблении (специальные, просторечные, диалектные);
  • книжную, разговорную и нейтральную лексику.
Формулировок задания может быть несколько, рассмотрим некоторые из них.
Пример:
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
 
1) Из предложений \(1\)–\(3\) выпиши пару синонимов.
 
2) Из предложения \(3\) выпиши контекстные антонимы (антонимическую пару).
 
3) Из предложений \(10\)–\(14\) выпиши слово, имеющее значение «слишком, чрезмерно».

4)  Из предложений \(4\)–\(5\) выпиши фразеологизм.
Важно записать слово или слова в той форме, в которой оно (они) дано (даны) в тексте; без пробелов и знаков препинания.
 
За правильное выполнение задания даётся \(1\) балл. Если допустишь ошибку — \(0\) баллов.
Как решить задание из примера?
Прочитай указанный эпизод в тексте и найди нужное слово (пару слов).
 
1) Синонимы.
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически.
 
Близкими по значению словами являются передачи и программы.
Запишем в ответе без пробелов и запятой.
 
Ответ: передачипрограммы (или программыпередачи).
 
2) Контекстные антонимы.
(\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически.
 
Противоположными по значению в этом тексте стали слова систематически и эпизодически.
 
Ответ: систематическиэпизодически (или эпизодическисистематически).
 
Обрати внимание!
В бланке для записи краткого ответа предлагается по \(17\) клеточек, поэтому ответы обычно не превосходят это количество букв. Однако если ответ оказался слишком длинный (как в примере), то необходимо записать его, поместив полностью в поле для ответа и не обращая внимание на границы клеточек.
 
3) Слово, имеющее значение «слишком, чрезмерно».
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
 
Указанное значение имеет наречие чересчур.
Похожее по смыслу слово гораздо не подходит, потому что означает «намного, в очень значительное мере», но не «слишком».
 
Ответ: чересчур.
 
4) Фразеологизм.
(\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
 
Устойчивым выражением является вошёл в обоймы. Слово «признанных» не включается в фразеологизм, потому что может быть заменено на любое другое.
 
Ответ: вошёлвобоймы.
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 53–54.