Технологическая карта:
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | План сочинения. Критерии проверки | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением структуры сочинения-рассуждения, требований к работе и перечислением критериев проверки. |
2. | Проблема текста. Позиция автора | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей формулировки проблемы текста и позиции автора в сочинении-рассуждении. |
3. | Круг проблем в текстах ЕГЭ | Теоретический материал для задания № 27 с перечислением круга вопросов, встречающихся в текстах для анализа экзаменационных работ. |
4. | Комментарий к проблеме текста | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей написания комментария в сочинении ЕГЭ. |
5. | Обоснование своей точки зрения | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления собственной точки зрения и её обоснования. |
6. | Вступление. Заключение | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления вступления и заключения в сочинении-рассуждении. |
7. | Оформление цитат в сочинении | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления цитируемого текста в сочинении-рассуждении. |
8. | Распространённые фразы, из-за которых можно потерять баллы | Теоретический материал для задания № 27 с объяснением распространённых речевых и других типов ошибок в сочинении-рассуждении. |
9. | Как решать задание ЕГЭ (с примером сочинения) | Теоретический материал для задания № 27, представляющий пример сочинения-рассуждения по тексту, который предложен в теоретическом материале «Как решать задание ЕГЭ» для заданий 22–26. |
10. | Текст для анализа № 1 | Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути. |
11. | Текст для анализа № 2 | Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация. |
12. | Текст для анализа № 3 | Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека. |
13. | Текст для анализа № 4 | Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть. |
14. | Текст для анализа № 5 | Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: смысл чтения; роль книги в жизни человека. |
15. | Текст для анализа № 6 | Текст Д. В. Философова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль писателя в обществе; «маленькие» люди; гуманное отношение к людям. |
16. | Текст для анализа № 7 | Текст А. П. Чехова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: как правильно дать совет; можно ли научиться быть актёром; роль труда и таланта в творческой профессии. |
17. | Текст для анализа № 8 | Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: как нужно познавать мир; что такое свобода мысли и в чём её ценность. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Проверка формулировок проблемы текста | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык формулирования проблемы текста. Необходимые умения: создание письменного высказывания различных типов и жанров; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
2. | Подходящие примеры для обоснования | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык построения обоснования мнения о проблемном вопросе. Необходимые умения: смысловая и композиционная целостность текста сочинения-рассуждения; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. |
3. | Проверка цитирования | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее навык включения цитаты в письменное высказывание. Необходимые умения: применение и соблюдение на практике письма пунктуационных норм; оформление прямой и косвенной речи, другие виды цитирования. |
4. | Определи проблему текста | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее навык определения проблемы текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели. |
5. | Определи тип ошибки | 3 вид - анализ | сложное | 4 Б. | Упражнение, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: применение и соблюдение на практике письма речевых норм русского языка, фактологической точности фонового материала, а также этических норм. |
6. | Составь текст сочинения | 3 вид - анализ | сложное | 4 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели. |
Экзаменационные задания (Я+)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Как на ЕГЭ (1). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
2. | Как на ЕГЭ (2). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
3. | Как на ЕГЭ (3). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
4. | Как на ЕГЭ (4). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
5. | Как на ЕГЭ (5). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
6. | Как на ЕГЭ (6). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
7. | Как на ЕГЭ (7). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
8. | Как на ЕГЭ (8). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) | Другой | сложное | 0 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
Дополнительные задания (скрыты от учеников)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Как на ЕГЭ (1). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 1) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
2. | Как на ЕГЭ (2). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 2) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
3. | Как на ЕГЭ (3). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
4. | Как на ЕГЭ (4). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
5. | Как на ЕГЭ (5). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 5) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
6. | Как на ЕГЭ (6). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 6) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
7. | Как на ЕГЭ (7). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 7) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
8. | Как на ЕГЭ (8). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 8) | Другой | сложное | 25 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 1) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
2. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 2) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
3. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 3) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
4. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
5. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 5) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
6. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 6) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
7. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 7) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |
8. | Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 8) | 02:00:00 | сложное | 25 Б. | Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста. |