Технологическая карта:

Теория

Номер Название Описание
1. План сочинения. Критерии проверки Теоретический материал для задания № 27 с объяснением структуры сочинения-рассуждения, требований к работе и перечислением критериев проверки.
2. Проблема текста. Позиция автора Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей формулировки проблемы текста и позиции автора в сочинении-рассуждении.
3. Круг проблем в текстах ЕГЭ Теоретический материал для задания № 27 с перечислением круга вопросов, встречающихся в текстах для анализа экзаменационных работ.
4. Комментарий к проблеме текста Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей написания комментария в сочинении ЕГЭ.
5. Обоснование своей точки зрения Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления собственной точки зрения и её обоснования.
6. Вступление. Заключение Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
7. Оформление цитат в сочинении Теоретический материал для задания № 27 с объяснением особенностей оформления цитируемого текста в сочинении-рассуждении.
8. Распространённые фразы, из-за которых можно потерять баллы Теоретический материал для задания № 27 с объяснением распространённых речевых и других типов ошибок в сочинении-рассуждении.
9. Как решать задание ЕГЭ (с примером сочинения) Теоретический материал для задания № 27, представляющий пример сочинения-рассуждения по тексту, который предложен в теоретическом материале «Как решать задание ЕГЭ» для заданий 22–26.
10. Текст для анализа № 1 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути.
11. Текст для анализа № 2 Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация.
12. Текст для анализа № 3 Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека.
13. Текст для анализа № 4 Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть.
14. Текст для анализа № 5 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: смысл чтения; роль книги в жизни человека.
15. Текст для анализа № 6 Текст Д. В. Философова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль писателя в обществе; «маленькие» люди; гуманное отношение к людям.
16. Текст для анализа № 7 Текст А. П. Чехова для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: как правильно дать совет; можно ли научиться быть актёром; роль труда и таланта в творческой профессии.
17. Текст для анализа № 8 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ №№ 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: как нужно познавать мир; что такое свобода мысли и в чём её ценность.

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Проверка формулировок проблемы текста 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык формулирования проблемы текста. Необходимые умения: создание письменного высказывания различных типов и жанров; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
2. Подходящие примеры для обоснования 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык построения обоснования мнения о проблемном вопросе. Необходимые умения: смысловая и композиционная целостность текста сочинения-рассуждения; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
3. Проверка цитирования 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык включения цитаты в письменное высказывание. Необходимые умения: применение и соблюдение на практике письма пунктуационных норм; оформление прямой и косвенной речи, другие виды цитирования.
4. Определи проблему текста 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык определения проблемы текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели.
5. Определи тип ошибки 3 вид - анализ сложное 4 Б. Упражнение, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: применение и соблюдение на практике письма речевых норм русского языка, фактологической точности фонового материала, а также этических норм.
6. Составь текст сочинения 3 вид - анализ сложное 4 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели.

Экзаменационные задания (Я+)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Как на ЕГЭ (1). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
2. Как на ЕГЭ (2). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
3. Как на ЕГЭ (3). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
4. Как на ЕГЭ (4). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
5. Как на ЕГЭ (5). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
6. Как на ЕГЭ (6). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
7. Как на ЕГЭ (7). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
8. Как на ЕГЭ (8). С примерным кругом проблем в Шагах решения (автоматически не проверяется) Другой сложное 0 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.

Дополнительные задания (скрыты от учеников)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Как на ЕГЭ (1). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 1) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
2. Как на ЕГЭ (2). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 2) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
3. Как на ЕГЭ (3). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
4. Как на ЕГЭ (4). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
5. Как на ЕГЭ (5). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 5) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
6. Как на ЕГЭ (6). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 6) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
7. Как на ЕГЭ (7). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 7) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.
8. Как на ЕГЭ (8). Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 8) Другой сложное 25 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык создания письменного высказывания различных типов и жанров. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 1) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
2. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 2) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
3. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 3) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
4. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 4) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
5. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 5) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
6. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 6) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
7. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 7) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.
8. Проверочная работа по теме Сочинение-рассуждение (текст для анализа № 8) 02:00:00 сложное 25 Б. Творческое экзаменационное задание предлагается в качестве проверки усвоенных знаний языковых норм; направлено на проверку таких умений и навыков, как создание письменного высказывания, основанного на анализе предложенного текста. Необходимые умения: информационная обработка и анализ текста; понимание смысловой и композиционной целостности текста; применение и соблюдение на практике письма орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм русского языка; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; соблюдение норм речевого поведения; редактирование собственного текста.