Теория:

Текст для анализа
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
Пример сочинения с указанием частей
План сочинения
     
Пример
Проблема текста
 Д. Лихачёв, автор предложенного текста, ставит проблему отношения к совершённым ошибкам.
Комментарий:
 
 
  • пример №\(1\); пояснение


 
 Размышляя о вопросе правильного подхода к исправлению своих ошибок, автор сравнивает ситуации из жизни с танцами на льду. Автор с восхищением отмечает, что во время танца, падая, спортсмены вставали и продолжали танец, как будто падения не было. Этот пример помогает показать читателям, как нужно действовать в жизни. Важно выходить из ошибок «красиво», говорит автор.
  • смысловая связь
 
Однако автор замечает, что в жизни всё сложнее, чем на льду, и старается дать советы, применимые к реальности.
  • пример №\(2\);
    пояснение  


 
Используя сравнение с теми же танцами, он говорит о том, как важно окружающим реагировать на ошибки другого человека: поддержать, не торопить и не побуждать к незамедлительному исправлению. Тем самым автор хочет облегчить участь ошибшегося и заметивших эту ошибку людей.
Позиция автора
 
 Позиция Д. Лихачёва ясна: признать свою ошибку непросто, но важно научиться как можно скорее продолжить работать и жить после обнаружения ошибки и не отчаиваться, потому что ошибки — это часть нашей жизни и опыта.
Выражение собственного мнения
 
Я разделяю мнение публициста, потому что обезопасить себя от всех ошибок в жизни невозможно, но человек может упростить и улучшить свою жизнь, научившись правильно и быстро исправлять собственные промахи.
Обоснование своей точки зрения
 
 
 
 
 
 
Эта точка зрения подтверждается литературными примерами. Например, в одной из глав книги «История моего современника» В. Г. Короленко описывает ситуацию, когда один из ребят в классе, Заруцкий, решил проверить нового учителя Игнатовича, поставив его в неудобное положение. Такой поступок совершенно не оценили одноклассники Заруцкого, осуждая его на перемене и называя поступок свинством. И парень спустя два дня, осознав свою неправоту, извинился перед учителем на глазах у всего класса, разрешив раз и навсегда нехороший, гнусный конфликт. Эта история ещё раз доказывает, что признавать свою ошибку, иметь смелость исправить её и после жить, не зацикливаясь на неудаче, — чрезвычайно важный навык для человека.
Вывод
 
 
 Таким образом, Д. Лихачёв преподаёт нам необходимый урок жизни. Автор учит быть мудрыми и сильными на простых примерах, отчего серьёзные и сложные вещи понимаются легче и остаются в сердце навсегда.
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 53–54.