Методическое описание:

Теория

Номер Название Описание
1. Лексические средства выразительности Теоретический материал с перечислением лексических средств выразительности и указанием примеров их употребления в текстах русской литературы.
2. Синтаксические средства выразительности Теоретический материал с перечислением синтаксических средств выразительности и указанием примеров их употребления в текстах русской литературы.
3. Как решать задание ЕГЭ Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания).
4. Текст для анализа № 1 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути.
5. Текст для анализа № 2 Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация.
6. Текст для анализа № 3 Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека.
7. Текст для анализа № 4 Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть.

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Какое лексическое средство? 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык различения лексических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический анализ языковых единиц.
2. Какое синтаксическое средство? 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык различения синтаксических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический, синтаксический анализ языковых единиц.
3. Различай лексические средства 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык различения тропов, в которых перенос значения основан на сходстве предметов (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет). Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический анализ языковых единиц.
4. Виды средств выразительности 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык различения лексических и синтаксических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности.
5. Анализ текста 3 вид - анализ сложное 3 Б. Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста.
6. Проверь высказывания 3 вид - анализ сложное 4 Б. Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста.

Экзаменационные задания (Я+)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Как на ЕГЭ (1). Средства художественной выразительности Другой среднее 4 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.
2. Как на ЕГЭ (2). Средства художественной выразительности Другой среднее 4 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 2. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.
3. Как на ЕГЭ (3). Средства художественной выразительности Другой среднее 4 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 3. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.
4. Как на ЕГЭ (4). Средства художественной выразительности Другой среднее 4 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 4. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.

Дополнительные задания (скрыты от учеников)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Определение средств выразительности Другой среднее 1 Б. Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности. Необходимые умения: анализ языковых единиц; информационная переработка текста.

Тесты

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Тренировочная работа по теме Средства художественной выразительности 00:30:00 среднее 18 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) направлены на выработку и практическое закрепление таких навыков, как навык определения и различения лексических и синтаксических средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Проверочная работа по теме Средства художественной выразительности 00:15:00 среднее 12 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) предлагаются в качестве проверки усвоенных знаний по всей теме; направлены на проверку таких умений и навыков, как навык определения и различения лексических и синтаксических средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм.