Методическое описание:
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Лексические средства выразительности | Теоретический материал с перечислением лексических средств выразительности и указанием примеров их употребления в текстах русской литературы. |
2. | Синтаксические средства выразительности | Теоретический материал с перечислением синтаксических средств выразительности и указанием примеров их употребления в текстах русской литературы. |
3. | Как решать задание ЕГЭ | Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания). |
4. | Текст для анализа № 1 | Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути. |
5. | Текст для анализа № 2 | Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация. |
6. | Текст для анализа № 3 | Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека. |
7. | Текст для анализа № 4 | Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Какое лексическое средство? | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения лексических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический анализ языковых единиц. |
2. | Какое синтаксическое средство? | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения синтаксических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический, синтаксический анализ языковых единиц. |
3. | Различай лексические средства | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения тропов, в которых перенос значения основан на сходстве предметов (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет). Необходимые умения: анализ средств выразительности; морфологический, лексический анализ языковых единиц. |
4. | Виды средств выразительности | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения лексических и синтаксических средств выразительности. Необходимые умения: анализ средств выразительности. |
5. | Анализ текста | 3 вид - анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста. |
6. | Проверь высказывания | 3 вид - анализ | сложное | 4 Б. | Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста. |
Экзаменационные задания (Я+)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Как на ЕГЭ (1). Средства художественной выразительности | Другой | среднее | 4 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |
2. | Как на ЕГЭ (2). Средства художественной выразительности | Другой | среднее | 4 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 2. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |
3. | Как на ЕГЭ (3). Средства художественной выразительности | Другой | среднее | 4 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 3. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |
4. | Как на ЕГЭ (4). Средства художественной выразительности | Другой | среднее | 4 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определения средств выразительности в тексте для анализа № 4. Необходимые умения: основные виды чтения; анализ языковых единиц; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |
Дополнительные задания (скрыты от учеников)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Определение средств выразительности | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык определения средств выразительности. Необходимые умения: анализ языковых единиц; информационная переработка текста. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировочная работа по теме Средства художественной выразительности | 00:30:00 | среднее | 18 Б. | Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) направлены на выработку и практическое закрепление таких навыков, как навык определения и различения лексических и синтаксических средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Проверочная работа по теме Средства художественной выразительности | 00:15:00 | среднее | 12 Б. | Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) предлагаются в качестве проверки усвоенных знаний по всей теме; направлены на проверку таких умений и навыков, как навык определения и различения лексических и синтаксических средств выразительности в тексте. Необходимые умения: владение основными видами чтения; анализ языковых единиц; речевой самоконтроль; информационная переработка текста; разграничение преднамеренного и непреднамеренного нарушения языковых норм. |