Теория:

Синтаксические художественные средства (фигуры речи) — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Определим список фигур речи.
 
Название
Пояснение
Примеры
  
Анафора
  
  
  
  
  
  
  
Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах
 
 
 
 
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

(С. Есенин. Не напрасно дули ветры...)
 
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы)
Эпифора
  
  
  
  
  
  
  
Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах
 
 
 
 
 
Ах, Отец мой, Отец — да,
Ты зиждительный Творец — да,
Приведи меня в конец — да,
Что в конец всех сердец — да,
Где игра колоколец — да,
Где таинственный ларец — да,
Где венчальный свет колец — да
(К. Бальмонт. Да)
Инверсия
  
  
  
  
Нарушение привычного порядка слов 
 
 
 
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).
 
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
(А. Пушкин. \(19\) октября)
Антитеза
  
  
  
  
  
Противопоставление
 
 
 
 
 
Левая сторона лица моего обращена к солнцу, и ей тепло, а правой холодно (А. Куприн. Пустые дачи).

И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
(А. Блок. На поле Куликовом)
Градация
  
  
  
  
  
  
Расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения.
Для градации обязательно наличие минимум трёх элементов
Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить (А. Чехов. Тёмною ночью).
 
Взорвали,
взрыли,
смыли,
смели
.
(В. Маяковский. Пролетарий, в зародыше задуши войну!)
Парцелляция
  
  
  
  
  
  
  
  
Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова
 
 
 
 
 
 
Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (М. Горький. Жизнь Клима Самгина).
 
Вот пусть эта звезда, как её… ты не знаешь? и я не знаю, ну да всё равно, — пусть она будет свидетельницей, что я наконец слажу с чем-нибудь: или с живописью, или с романом (И. Гончаров. Обрыв)
Синтаксический параллелизм
  
  
  
  
  
Одинаковое построение соседних фраз или предложений
 
 
 
 
 
В синем море волны плещут,
В синем небе звёзды блещут.
(А. Пушкин. Сказка о царе Салтане)
 
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф. Тютчев. Полдень)
Риторический вопрос
  
  
Вопрос, не требующий ответа
 
 
 
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Риторическое восклицание
  
  
Восклицательное предложение, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия
 
О как мне всё это противно! (Ф. Достоевский. Игрок)

Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Вопросно-ответная форма
  
  
  
  
  
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы
 
 
 
 
 

Что любовь? Пустые грёзы,
Бред несбыточной мечты.

(С. Есенин. Упоенье — яд отравы)

Ты понимаешь, что это значит? Это значит, что ты останешься без второго, кацо! (Г. Адамов. Тайна двух океанов)

Эллипсис
  
  
  
  
  
Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста
 
 
Богаты мы, едва [вышли] из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом.
(М. Лермонтов. Дума)
 
Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею (А. Пушкин. Евгений Онегин)
Лексический повтор
  
Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание
О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших! О, как страшно я люблю вас! (А. Куприн. Ночная фиалка)
Однородные члены предложения
  
Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Не отдавая Никите шинели, он вошёл вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мёрзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям (Н. Гоголь. Портрет)
 
Умолчание
  
  
  
  
  
Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность.
Оформляется обычно с помощью многоточия
Зверь припал... и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки...
Вдруг прыжок... и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
(С. Есенин. Мир таинственный, мир мой древний)
 
Оксюморон
  
  
  
  
  
  
Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов
 
 
 
 
 
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин. Русь)
 
О, как мучительно тобою счастлив я (А. Пушкин. Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем...)
 
Для придания выразительности тексту также используются различные формы речи:
 
  • диалог — разговор двух или более лиц.

    Около этого времени королева однажды пришла к королю и сказала ему:
    — Государь мой и дорогой супруг. Я хочу просить у вас большой милости для нашей дочери.
    — Просите, возлюбленная моя супруга, хотя вы знаете сами, что я ни в чём не могу отказать вам
    (А. Куприн. Синяя звезда).

  • Монолог — развёрнутое высказывание одного лица.

    Здравствуй, моя осень. В моём сердце не осталось даже грусти. Но я благословляю и ветку, и девушку, и море, и холодное небо, и печальные последние георгины... (А. Куприн. Пустые дачи)
Источники:
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская. — Москва: Советская  энциклопедия, 1966.