Теория:
Задание № \(26\) ЕГЭ проверяет умение различать средства художественной выразительности в тексте и находить их в тексте.
Пример:
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который ты анализировал(-а), выполняя задания \(22\)–\(25\). В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запиши в бланк ответов.
Рассуждая о том, как важно научиться исправлять ошибки, Д. С. Лихачёв применяет такие лексические средства выразительности, как (А)______ («выходить из ошибок» в предложении \(11\)) и (Б)______ («жизнь кончилась», «всё погибло» в предложении \(13\)). Для убедительности своих суждений автор прибегает к таким приёмам, как (В)______ (предложения \(8\), \(17\)) и (Г)______ («искусство» в предложении \(9\); «нужен опыт» в предложениях \(15\)–\(16\)).
\(1\)) олицетворение
\(2\)) синтаксический параллелизм
\(3\)) сравнение
\(4\)) метафора
\(5\)) эпитеты
\(6\)) перифраза
\(7\)) гипербола
\(8\)) градация
\(9\)) лексический повтор
А | Б | В | Г |
Задание позволяет получить до \(4\) баллов (по \(1\) баллу за каждое правильно определённое средство выразительности).
Таблица для записи ответа не присутствует в бланке для ответов. Там необходимо записать последовательность цифр, которая соответствует буквам АБВГ. Цифра важно записать без пробелов и знаков препинания.
Алгоритм решения
1. Внимательно прочитай текст рецензии.
В ней могут быть подсказки: указание на тип средства (лексическое или синтаксическое).
Номера предложений могут быть указаны через запятую (их нужно рассматривать отдельно, средство выразительности будет в каждом из них) или через тире (в этом эпизоде одно средство выразительности).
Если слово выделено курсивом, то именно оно представляет собой какое-либо средство выразительности.
2. Соотнеси приведённые примеры с терминами из списка.
Один термин нельзя использовать несколько раз.
Если к приведённому примеру подходят два названия средства выразительности, то скорее всего одно из них встретится в другом примере и будет соответствовать другой букве в задании.
3. Заполни таблицу и перенеси в бланк ответов только цифры.
Как решить задание из примера?
1. Прочитаем рецензию и отметим подсказки.
Д. С. Лихачёв применяет такие лексические средства выразительности, как (А)______ («выходить из ошибок» в предложении \(11\)) и (Б)______ («жизнь кончилась», «всё погибло» в предложении \(13\)).
Для букв А и Б необходимо выбрать варианты только из лексических средств выразительности. Среди предложенных это олицетворение, сравнение, метафора, эпитеты, гипербола.
Для убедительности своих суждений автор прибегает к таким приёмам, как (В)______ (предложения \(8\), \(17\)) и (Г)______ («искусство» в предложении \(9\); «нужен опыт» в предложениях \(15\)–\(16\)).
Здесь нет указаний на разновидность средств. В букве В предложения перечислены через запятую, а в варианте Г встречается эпизод из двух предложений (предложения \(15\)–\(16\)).
2. Соотнесём примеры и список терминов.
(А)______ («выходить из ошибок» в предложении \(11\)).
Выражение использовано в переносном значении; выражено сочетанием глагола и существительного с предлогом.
Это метафора. Цифра \(4\).
(Б)______ («жизнь кончилась», «всё погибло» в предложении \(13\)).
Фразы применены с явным преувеличением. Это гипербола. Цифра \(7\).
(В)______ (предложения \(8\), \(17\)).
Прочитаем указанные предложения и отметим выразительные средства.
(\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было.
\((17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
В предложениях встречается сопоставление двух явлений. Это сравнение. Цифра \(3\).
(Г)______ («искусство» в предложении \(9\)); «нужен опыт» в предложениях \(15\)–\(16\)).
Проверим указанные предложения.
(\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её.
В предложении \(9\) слово искусство целенаправленно повторяется автором. В предложениях \(15\)–\(16\) тоже встречается повтор выражения «нужен опыт».
Это лексический повтор. Цифра \(9\).
3. Соотнесём номера нужных терминов и буквы. Заполним таблицу и перенесём последовательность цифр в бланк для ответов.
А | Б | В | Г |
\(4\) | \(7\) | \(3\) | \(9\) |
Ответ: \(4739\) (вариантов записи нет).
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 53–54.