Теория:

Сфера употребления
Наука, научная деятельность, обучение и просвещение.
 
Цели и функции
Сообщение о новом знании, доказательство его истинности.
 
Форма речи
Чаще письменная, но может быть и устная (например, тексты докладов, лекций).
 
Вид речи
Преимущественно монолог.
 
Тип речи
Наиболее распространены описание и рассуждение.
 
Стилевые черты
Обобщённость, отвлечённость, объективность и доказательность, логичность, однозначность.
 
Лексические особенности:
  • употребление слов в прямом значении;
  • обилие терминологии;
  • широкое использование лексики с обобщённым значением (колебание, последовательность, вид, проявление; существовать, выступать, считаться и т. д.); 
  • стремление избегать синонимии;
  • наличие среди терминов строгих антонимических пар (эксплицитныйимплицитный; индукциядедукция и др.).
     
Морфологические особенности:
  • преобладают именные части речи;
  • распространены глаголы, утратившие первоначальное конкретное значение (входить, включать, вытекать и др.) и отглагольные имена существительные;
  • часто встречаются вводные слова и конструкции, указывающие на последовательность, связь мыслей (во-первых, таким образом и др.);
  • большую роль играют союзы и союзные слова, а также производные предлоги;
  • бессубъектность изложения достигается путём отказа от личных местоимений \(1\) и \(2\) лица (кроме этикетного мы).
 
Синтаксические особенности:
  • преобладают полные распространённые предложения с выраженной союзной связью;
  • для этого стиля характерны сложноподчинённые предложения с придаточным причины;
  • основной тип предложений по цели высказывания — повествовательные.
     
Средства выразительности
Язык научного стиля лишён образности, однако в нём активно используются особые научные метафоры (грудная жаба, беглые гласные, пульсация звезды), которые служат не для выразительности, а для точного выражения смысла.
 
Жанры:
  • научная статья, монография, диссертация, тезисы, аннотация, реферат;
  • лекция, доклад.