Теория:

В первом задании ЕГЭ по русскому языку предлагается текст и \(5\) характеристик, которые соответствуют разным пунктам стилистического анализа текста. Нужно выбрать верные характеристики.
Пример:
укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента Текста для анализа № 1. Запиши номера этих ответов.
 
\(1\)) Основной функционально-смысловой тип речи, представленный в этом тексте, — рассуждение, так как в нём утверждаются нормы правового регулирования труда несовершеннолетних.
\(2\)) Данный текст представляет собой монологическое высказывание, адресатом которого является узкий круг профессиональных юристов.
\(3\)) Многочисленные лексические повторы (например, слов: работник, работодатель, работа, нормы, труд, оплата и др.) в этом тексте служат для достижения точности, не допускающей иных толкований.
\(4\)) Текст относится к официально-деловому стилю, так как его основная функция — предписывающе-информационная.
\(5\)) Причастия (установленной, поступающих, содержащими и др.), в том числе в составе причастных оборотов, позволяют вместить в предложение больший объём информации в рамках одного высказывания (простого предложения).
Правильные ответы соответствуют анализируемому тексту и не содержат ошибок/неточностей в формулировках.
 
Обрати внимание!
Тщательно проверяй каждое утверждение в характеристике фрагмента. Даже если в целом всё верно, но есть хотя бы одна неточность, такую характеристику нельзя включать в правильный ответ.
В неправильных ответах могут быть:
  • неверно указаны стиль речи, тип речи, цели и функции, адресат, жанр, средства выразительности и т. д.;
  • даны верные характеристики с неверным комментарием (например: это текст-описание [верно], так как в нём идёт речь о последовательно произошедших событиях [неверно, т. к. это относится к текстам-повествованиям]);
  • ошибки в теории (например: сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными частями делают текст проще для чтения и понимания [неверно, они усложняют чтение и понимание текста]);
  • примеры, не соответствующие условию (например: олицетворение «лёд звонкий, как хрусталь» придаёт тексту выразительность [неверно, это не олицетворение, а сравнение]).
 
За правильное выполнение задания даётся \(1\) первичный балл. За неправильное или частично верное решение, когда в ответ записаны не все нужные цифры, ставится \(0\) баллов.
Как решить задание из примера?
А) Прочитай текст.
 
Б) Проанализируй каждую из характеристик.
 
\(1\)) Основной функционально-смысловой тип речи, представленный в этом тексте, — рассуждение, так как в нём утверждаются нормы правового регулирования труда несовершеннолетних.
  • Основной функционально-смысловой тип речи, представленный в этом тексте, — рассуждение — неверно, так как, во-первых, в тексте не доказывается и не опровергается какая-либо точка зрения, а во-вторых, текст построен не по схеме «тезис — аргументы — вывод»;
  • в нём утверждаются нормы правового регулирования труда несовершеннолетних — верно.
Характеристика НЕВЕРНАЯ.
 
\(2\)) Данный текст представляет собой монологическое высказывание, адресатом которого является узкий круг профессиональных юристов.
  • Данный текст представляет собой монологическое высказывание — верно;
  • адресатом которого является узкий круг профессиональных юристов — неверно. Адресатами текста являются: государство, учреждения, служащие, граждане.
Характеристика НЕВЕРНАЯ.
 
\(3\)) Многочисленные лексические повторы (работник, работодатель, работа, нормы, труд, оплата и др.) в этом тексте служат для достижения точности, не допускающей иных толкований.
  • Многочисленные лексические повторы (например, слов: работник, работодатель, работа, нормы, труд, оплата и др.) — верное утверждение и верные примеры;
  • служат для достижения точности, не допускающей иных толкований — верно. Именно поэтому повторы в текстах документов не считаются недостатком или ошибкой.
Характеристика ВЕРНАЯ.
 
\(4\)) Текст относится к официально-деловому стилю, так как его основная функция — предписывающе-информационная.
  • Текст относится к официально-деловому стилю — верно. Мы можем это определить по ряду других признаков;
  • основная функция — предписывающе-информационная — верно, это главная функция названного стиля.
Характеристика ВЕРНАЯ.
 
\(5\)) Причастия (установленной, поступающих, содержащими и др.), в том числе в составе причастных оборотов, позволяют вместить в предложение больший объём информации в рамках одного высказывания (простого предложения).
  • Причастия (установленной, поступающих, содержащими и др.), в том числе в составе причастных оборотов — часть речи примеров определена верно;
  • причастия позволяют вместить в предложение больший объём информации в рамках одного высказывания (простого предложения) — верно. Тот же смысл можно было бы выразить в сложном предложении (работников, обучающихся в организациях... — работников, которые обучаются в организациях).
Характеристика ВЕРНАЯ.
 
В) Запиши в бланк ответов цифры, соответствующие правильным вариантам (без пробелов, знаков препинания; каждая цифра в отдельной клеточке; цифры можно записать в любом порядке).
 
Ответ: \(345\) (или те же цифры в другой последовательности).
При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!