Теория:

В задании № \(23\) ЕГЭ необходимо определить тип информации, представленной в тексте для анализа.
Пример:
(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (\(3\)) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (\(4\)) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(\(6\)) Но дело не в этом. (\(7\)) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (\(9\)) Это искусство, огромное искусство.
(\(10\)) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво.
(\(13\)) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (\(14\)) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (\(16\)) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (\(17\)) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
 
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
 
\(1\)) В предложении \(15\) представлено рассуждение.
 
\(2\)) В предложении \(12\) названо следствие того, о чём говорится в предложении \(11\).
 
\(3\)) В предложении \(5\) представлено описание.
 
\(4\)) Содержание предложения \(2\) противопоставлено содержанию предложения \(1\).
 
\(5\)) В предложении \(8\) дано рассуждение.
Обрати внимание!
Формулировка задания может отличаться, и тогда нужно выбрать ошибочные утверждения.
Правильных ответов обычно два или три. В ответе запиши номера предложений в любом порядке, без пробелов и знаков препинания.
 
За правильное выполнение задания даётся \(1\) балл. Если допустишь ошибку — \(0\) баллов.
Алгоритм решения
1.  Внимательно прочитай высказывание о тексте.
 
Обрати внимание!
Различай формулировки.
 
Если говорится «в предложении представлено повествование/описание/рассуждение» или «в предложении дано повествование/описание/рассуждение», то тип речи преобладает в эпизоде, он основной (элементов других типов речи нет).
 
Если говорится «предложение содержит повествование/описание/рассуждение» или «содержит элементы повествования/описания/рассуждения», то значит, что в эпизоде встречаются и другие типы речи, а указанный может и не быть основным.
2. Найди в тексте указанные предложения и проверь, верно или неверно утверждение: в черновике напротив каждого высказывания ставь «\(+\)» (утверждение верное) или «\(−\)» (допущена ошибка).
 
3. Перепроверь, номера каких высказываний (правильных или ошибочных) нужно перенести в ответ, и запиши их.
Как решить задание из примера?
\(1\). Найдём указанные предложения и сопоставим их с утверждениями.
 
Утверждение из задания
Предложения из текста
Вывод
1) В предложении \(15\) представлено рассуждение(\(15\)) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт
\(+\)
В предложении представлено рассуждение
2) В предложении \(12\) названо следствие того, о чём говорится в предложении \(11\)(\(11\)) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (\(12\)) Да, именно красиво
\(−\)
Предложение \(12\) не имеет значение следствия
3) В предложении \(5\) представлено описание(\(5\)) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников
\(−\)
В предложении представлено рассуждение
4) Содержание предложения \(2\) противопоставлено содержанию предложения \(1\)(\(1\)) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (\(2\)) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду
\(+\)
Предложения противопоставлены (есть союз но)
5) В предложении \(8\) дано рассуждение(\(8\)) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было
\(−\)
В предложении представлено повествование с элементами описания
 
\(2\). Проверим, какие высказывания нужно перенести в ответ.
 
Нужно найти правильные высказывания. Это варианты \(1\) и \(4\).
 
Ответ: \(14\) (или \(41\)).
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 53–54.