Теория:

Путешествие в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в \(15\) веке становится опасным, так как эти территории контролировались турками. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
 
Стремление Португалии и Испании открыть новый морской путь из Европы в Азию положило начало эпохе Великих географических открытий.
 
1280px-CantinoPlanisphere.png
  
Планисфера Кантино (\(1502\)), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей
 
 Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в \(XV\) веке и продолжавшийся до \(XVII\) века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.
Приборы мореплавателей:
Kardanischer-Kompass.jpg
Старый корабельный компас
 
Компас — физический прибор, предназначенный для определения сторон горизонта и состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север.
 
800px-Astrolabe-Persian-18C.jpg
 
Астролябия — прибор, позволяющий определить высоту светил над горизонтом. Во время Великих географических открытий этот прибор был одним из основных навигационных приборов.
 
800px-Sextant.jpg
 
Секстант — инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами на берегу для определения местоположения наблюдателя. С помощью секстанта можно измерять углы до \(140\)°.
 
Среди при­чин Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий можно на­звать:
  1. после эпохи Кре­сто­вых по­хо­дов у ев­ро­пей­цев сло­жи­лись проч­ные тор­го­вые связи с Во­сто­ком. На Во­сто­ке ев­ро­пей­цы по­ку­па­ли пря­но­сти, ткани, дра­го­цен­но­сти. В \(XV\) в. су­хо­пут­ные ка­ра­ван­ные пути, по ко­то­рым осу­ществ­ля­лась тор­гов­ля ев­ро­пей­цев с во­сточ­ны­ми стра­на­ми, были за­хва­че­ны тур­ка­ми. По­яви­лась за­да­ча по­ис­ка мор­ско­го пути в Индию.
  2. Были усо­вер­шен­ство­ва­ны ком­пас, аст­ро­ля­бия и секстант.
  3. По­яви­лись новые виды судов — ка­ра­вел­ла, ка­р­ак­ка и га­ле­он. Они от­ли­ча­лись вме­сти­тель­но­стью и мощ­ным па­рус­ным осна­ще­ни­ем.
  4. Были изоб­ре­те­ны на­ви­га­ци­он­ные карты — пор­ту­ла­ны.
  5. Те­перь ев­ро­пей­цы могли со­вер­шать не толь­ко тра­ди­ци­он­ные ка­бо­таж­ные пла­ва­ния (т. е. пре­иму­ще­ствен­но вдоль бе­ре­гов), но и вы­хо­дить да­ле­ко в от­кры­тое море.
Корабли великих мореплавателей:
Caravela_04.png
 
Каравелла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине \(XV\) — начале \(XVI\) века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий. Каравелла обычно представляет собой двух- или трёхмачтовое судно с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
 
1024px-AnthonyRoll-7_Pauncy.jpg
 
Каракка — большое парусное судно \(XV\)–\(XVI\) веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий. Использовались и как торговые, и как военные корабли.
 
Spanish_Galleon_Firing_its_Cannon.jpg
 
Галеон — большое многопалубное парусное судно \(XVI\)–\(XVIII\) веков с довольно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение необходимости совершать постоянные перевозки между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища, и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в \(1588\) году.
 
В Европе в \(15\) веке сложились благоприятные условия для больших путешествий:
  1. Развитие торговли с восточными странами.
  2. Изобретение навигационных приборов и вместительных кораблей с мощным парусным снаряжением для дальних путешествий.
  3. Развитие гипотезы о шарообразности Земли.
  4. Закрытие сухопутного сообщения с Индией и поиск морского пути в эту богатую страну.
  5. Популярность трудовМарко Поло о богатствах восточных стран.
  6. Создание новых навигационных карт, на которых были нанесены все известные в то время географические объекты.