Теория:

Далеко не все граждане Вавилона были равны перед законом. Раб воспринимался не как человек, а как собственность, и законы в отношении него были соответствующими.
Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
Если он переломил кость человеку, то должны преломить ему кость.
<...>
Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
(Из законов Хаммурапи)
 
Особо строптивым рабам могли отрезать ухо. Это никак не мешало служить господину, но становилось меткой. Такой раб уже не мог убежать, потому что отсутствие уха выдавало то, что это раб, к тому же непокорный.
 
Рабом мог стать не только чужеземный пленник, но и житель Вавилона. Это происходило из-за больших долгов бедных граждан, вынужденных продавать в рабство членов собственной семьи. Зерно в случае неурожая им давали богатые сограждане, но вернуть всегда нужно было больше. Зерно давалось «в рост», поэтому людей, дающих в долг, называли ростовщиками. Однако:
 
Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвёртом году им должна быть предоставлена свобода.
 
(Из законов Хаммурапи)
 
Таким образом Хаммурапи защищал своих свободных подданных от обращения в рабство.