Теория:

Со временем в мусульманском обществе появился интерес не только к истории деяний пророка, но и к прошлому в целом. В основном исторические труды представляли собой подробные описания событий по годам, без попытки их анализа, однако Ибн Хальдун (\(1332\)–\(1407\) годы) смог представить одну из первых в мире теорий общественного развития: дикие и сильные кочевники завоёвывают слабых и изнеженных оседлых жителей, после своей победы они сами становятся такими же, и их завоёвывают другие кочевники. В целом эта теория точно отражала то, что происходило в арабском мире в \(XIV\) веке.
 
800px-Ibn_Khaldoun-Kassus.png
Рис. \(1\). Памятник Ибн Хальдуну
 
Возможно, интерес к законам истории был вызван тем, что арабы активно взаимодействовали с другими народами и пытались понять причины серьёзных различий между разными странами. Рассказы о дальних странах привозили с собой как многочисленные купцы, так и путешественники, которых в дальние страны толкала не только жажда наживы, но и тяга к приключениям и простое любопытство.
 
Одним из таких путешественников был Ибн Баттута (\(1304\)–\(1377 \) годы). Уроженец западноафриканского Марокко, он объехал всю Северную Африку, Аравию, Малую и Среднюю Азию, побывал в Иране, Индии, Китае и даже на Мальдивах. В своих путешествиях он не раз наживал сказочные состояния и терял всё, попадая в плен к пиратам и разбойникам. Благодаря его обширным познаниям в исламском богословии, его с радостью принимали во всех мусульманских странах, где он был почётным гостем местных эмиров и султанов.
 
Handmade_oil_painting_reproduction_of_Ibn_Battuta_in_Egypt,_a_painting_by_Hippolyte_Leon_Benett..png
Рис. \(2\). Литография с изображением Ибн Баттуты
Источники:
Рис. 1. Памятник Ибн Хальдуну. Общественное достояние (дата обращения 23.06.2022).
Рис. 2. Литография с изображением Ибн Баттуты. Общественное достояние (дата обращения 23.06.2022).