Теория:

Большой объём накопленных фактических знаний требовал их осмысления и упорядочивания, что привело к развитию философии. На востоке сложилось особое направление мысли — перипатетизм, вдохновлённый одновременно Аристотелем и Кораном. Основателем этого философского течения принято считать Аль-Кинди (около \(801\)–\(873\) годов) (в Европе — Алькиндус), который первым среди мусульман стал активно обращаться к античному наследию и пытался трактовать Коран иносказательно, а не буквально.
 
Al-Kindi_stamp,_Egypt_(1975).png
Рис. \(1\). Марка в честь Аль-Кинди 
 
Среди философов также стоит выделить Аль-Фараби (около \(870\) — около \(950\) годов), которого арабы называли Вторым учителем, подразумевая под первым Аристотеля, комментариями к трудам которого и прославился Аль-Фараби. Труды другого знатока древнегреческого философа — Ибн Рушда (\(1126\)–\(1198\) годы) — и вовсе дошли до Европы. Благодаря работам Аверроэса (так звали Ибн Рушда в Европе) там смогли заново открыть для себя наследие Аристотеля.
 
Al-Fārābī.png   
Рис. \(2\). Старинный портрет Аль-Фараби
 
Переосмысление Корана привело к появлению различных направлений внутри ислама. Одним из основных течений стал суфизм, последователи которого — суфии — стремились к духовному самосовершенствованию путём ограничения своих желаний. Чем-то отдалённо они походили на христианских монахов. Так же как монахи, они создавали собственные братства, но не уходили из мира, а активно участвовали в общественной жизни.
 
Averroes_closeup.png
Рис. \(3\). Аверроэс на фреске «Афинская школа» Рафаэля