Теория:

Вместе с властью халифата на огромных территориях распространился не только ислам, но и арабский язык. В Средние века он стал для Ближнего Востока тем же, что латынь для Европы. Арабский язык знали все образованные люди халифата, на нём писали большинство книг и только на нём читали главную книгу Востока — Коран.
 
Коран был главной книгой в арабском образовании. В начальной школе (мектеб) ученики запоминали суры наизусть, иногда даже полностью не понимая их смысла. Умения их учителя исчерпывались знанием главной книги мусульман, из-за чего даже возникла пословица: «глуп как школьный учитель». Дальше ученики могли пойти в медресе — религиозно-просветительское училище, где преподавали не только чтение, но и толкование Корана. В медресе также изучали Сунну — предание о жизни пророка, содержащее хадисы (слова и действия Мухаммеда). Кроме этого ученики занимались арабским языком, литературой, историей, исламским правом, а также математикой, астрономией и медициной. Мектебы и медресе, как правило, располагались рядом с мечетями.
 
Образование очень ценилось среди арабов. Однако они уважали не столько креативность и гибкость мышления, сколько широкую эрудицию человека, особенно в богословских вопросах. Обширность своих знаний можно было подтвердить грамотой о прослушанном курсе. Поскольку университетов тогда ещё не сложилось, жаждущие знаний ученики ездили по разным городам, собирая грамоты от известных теоретиков ислама — улемов.