Теория:
С каждым веком письменность на Руси продолжала развиваться, и в \(XV\) веке появилась скоропись, которая постепенно вытеснила устав и полуустав.

Рис. \(1\). Полуустав

Рис. \(2\). Скоропись
Главным жанром всё так же остаётся летописание, игравшее огромную роль во время объединения русских земель.
Летописание дало основу для создания в \(1512\) году «Хронографа». В нём можно было узнать всемирную историю от сотворения мира до падения Византии.

В каком году Византийская империя прекратила существование?
Его автором был иконописец Пахомий Логофет. Это была единственная книга по всеобщей истории, которая имела большую популярность и множество редакций.

Рис. \(3\). Лицевой Хронограф \(XVI\) века
Во второй половине \(XV\) века стал распространяться жанр повестей. В этих произведениях осмыслялись важные сражения, персоналии, политические события:
- сюжетная повесть («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Петре, царевиче ордынском»);
- историко-литературная повесть («О цари Ахмате, како приходил на Угру»);
- воинская повесть («Задонщина»).
Расширялся и географический кругозор. Различные записки и дневники путешественников, а также путевые записи паломников привели к возникновению особого жанра «хожений», или «хождений».

Вспомни, кто такие паломники.
Самым известным представителем здесь является «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, где тверской купец рассказывает о путешествии в Индию. Русские первопроходцы проникали также в Сибирь и на север (которые на тот момент ещё не входили в состав государства) и составляли карты и описания этих земель.

Рис. \(4\). Памятник Афанасию Никитину в Феодосии
А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест. <…> А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. <…> А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут. <…> А кто у них умрёт, тех сжигают да пепел сыплют в воду.
(Афанасий Никитин. «Хожение за три моря»)
Источники:
Рис. 1. Полуустав. Автор: монах Евгений. Общественное достояние.
Рис. 2. Скоропись. Автор: Шакко.
Рис. 3. Рукопись. Лицевой Хронограф.
Рис. 4. Памятник Афанасию Никитину в Феодосии.
Афанасий Никитин. «Хожение за три моря». Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV в. — М., 1981.
Рис. 2. Скоропись. Автор: Шакко.
Рис. 3. Рукопись. Лицевой Хронограф.
Рис. 4. Памятник Афанасию Никитину в Феодосии.
Афанасий Никитин. «Хожение за три моря». Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV в. — М., 1981.