Теория:

В \(XV\) веке авторитет и влияние Русской православной церкви растут. Однако среди людей появляются те, кто ставит под сомнения правильность действий и догм церкви. На Руси начинают возникать ереси. Одной из первых была ересь стригольников. Она возникла в Новгороде и Пскове в \(XIV\) веке. В то время занять какую-нибудь церковную должность можно было через оплату. Стригольники осуждали такие действия, а также выступали против духовных лиц, которые эту плату брали. Стригольники подверглись гонениям, а их лидеры были казнены.

Новый подъём еретических движений пришёлся на конец \(XV\) века. В Новгороде возникла ересь жидовствующих. Представители этого течения выступали против роскошной жизни, которой жило духовенство, отрицали святость икон, церковное устройство в целом. Гонителем этой ереси был новгородский архиепископ Геннадий.

Иван \(III\) изначально относился к этой ереси терпимо, так как хотел забрать у церкви часть земель, а еретики выступали против церковного землевладения. Однако затем жидовствующие были подвергнуты гонениям.
 
Важное место в истории церкви конца \(XV\) века занимает противостояние иосифлян и нестяжателей. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским не поддерживали еретические движения, однако некоторые взгляды официальной церкви им были чужды. Нестяжатели выступали против церковного землевладения и богатства церкви, считали, что монахи должны вести аскетический образ жизни.
 
Nilsora.png
Рис. \(1\). Нил Сорский

Против нестяжателей выступил глава Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей называли иосифлянами. Иосифляне защищали церковное землевладение, в том числе владение крестьянами. Они считали, что для распространения христианства и занятий благотворительностью церковь должна быть богатой. Иосиф Волоцкий полагал, что заниматься преследованием еретиков должна не только церковь, но и светская власть.
 
Josephvolotsk.png
Рис. \(2\). Иосиф Волоцкий

Иван \(III\) сначала поддержал нестяжателей, так как хотел ограничить церковное землевладение. Кроме того, иосифляне претендовали на первенство духовенства над светской властью. Однако затем Иван и его сын Василий \(III\) выступили на стороне иосифлян, так как в условиях объединения государства они искали поддержки церкви.

В \(1490\)-х годах возникла идея, что Москва — это Третий Рим. Первый Рим — это Римская империя. После её распада преемницей Рима как центра христианства стала Восточная Римская империя — Византия. А после падения в \(1453\) году Византии последним оплотом истинного христианства стала Москва. Говорилось, что четвёртого Рима не будет. Окончательно эту идею в период правления Василия \(III\) оформил монах Филофей.

Таким образом, к началу \(XVI\) века русская церковь стала независимой от константинопольского патриарха и считалась главной опорой православной религии в Европе.
 
вопросы.png
1. В чём заключались разногласия между нестяжателями и иосифлянами? Чью сторону принимал Иван \(III\)?
2. Как ты думаешь, почему первые ереси возникли в Новгороде и Пскове?
Источники:
Рис. 1. Нил Сорский. Автор: Неизвестен - http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Nilsora.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3849880.
Рис. 2. Иосиф Волоцкий. Автор: From English Wikipedia, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=543259.