Теория:

Средневековые мыслители, изучая произведения древних греков и римлян, стали больше интересоваться человеком, его потребностями и интересами. Таких исследователей, начиная с \(XIX\) века, называли гуманистами (латинское слово «humanus» означает «человеческий»).
 
Некоторые учёные стали меньше изучать «божественное» (Библию и церковные книги) и стремились к «познанию человеческого».
 
Целью образования для гуманистов было приобретение разносторонних знаний, формирующих свободный ум и высокую нравственность, которые затем могут помочь в различных жизненных ситуациях. Важно было актуализировать через гуманистические занятия возможности и способности, заложенные в человеке. Огромная роль отводилась при этом изучению античной литературы.
 
Идеалом гуманистов был гармонично развитый человек: образованный, нравственный, физически совершенный.
 
Гуманистическое учение было противоположно средневековой схоластике, изучавшей христианское вероучение.