Теория:
Средневековое искусство тесно было связано с христианством, что отражалось в тематике скульптурных сооружений. Церковь была главным заказчиком произведений искусства.
В период раннего Средневековья скульптуры использовали в основном для художественного оформления зданий: украшали входы, фасады, колонны, внутреннее пространство.

Рис. \(1\). Человек и противоборствующие животные
Соборы в романском стиле в основном украшали рельефы на религиозную тематику, которые были расположены на западном фасаде. Над главным порталом (входом в храм) обычно размещали тимпан (углублённая часть стены треугольной формы) с рельефом, изображающим сцены важных христианских событий.

Рис. \(2\). Тимпан католического собора
Фасады готических соборов украшались различными резными элементами и большим количеством статуй.

Рис. \(3\). Скульптуры Шартского собора
Чаще всего это были фигуры людей или мифических персонажей (горгулий, химер). Скульптурные изображения горгулий устанавливали на водостоках, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий (вода обычно выходила через открытый рот изваяния).

Рис. \(4\). Ансамбль химер и горгулий Собора Парижской Богоматери
Источники:
Рис. 1. Собор Сент-Этьен (11-12 века). Общественное достояние (дата обращения 17.07.2022).
Рис. 2. Тимпан католического собора. CC BY 2.0 (дата обращения 17.07.2022).
Рис. 3. Западный портал Шартрского собора, 1145. Общественное достояние (дата обращения 17.07.2022).
Рис. 4. Ансамбль химер и горгулий Собора Парижской Богоматери. Всеобщее достояние (дата обращения 17.07.2022).