Теория:

Развитие византийской архитектуры в Средние века можно проследить по изменению внешнего облика христианского храма.
 
С \(IV\) в. для проведения богослужений использовали бази́лики. Внутри них были ряды колонн, которые разделяли внутреннее пространство на три или пять проходов (не́фов). Вход в храм был в западной части. А в восточной части располагалась апси́да (полукруглый выступ), в которой находилась особенно почитаемая часть христианского храма — алта́рь. Доступ в алтарь имели только служители церкви.
 
базилика.png
     800px-Ravenna_BW_3.png
Рис. \(1\). План базилики   
     Рис. \(2\). Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
 
В \(V\) в. в Византии формируется новый архитектурный тип христианского храма — крестово-купольный. С \(IX\) в. он стал преобладать в византийской архитектуре. План храма представлен в виде креста и может символизировать человека с распростёртыми руками. В восточной части, как и в базилике, расположена апсида. По центру в храме находится купол. Именно центральный купол играет главную роль в композиции храма, он символизирует небесный свод.
 
крестово.png
Church_of_the_Dormition_in_Nicaea.png
Рис. \(3\). План крестово-купольного храма   
 Рис. \(4\). Церковь Успения (Никея)
 
Наиболее известным произведением византийской архитектуры является собор Святой Софии в Константинополе (Софийский собор). Он соединил в себе черты базилики и крестово-купольного храма (большое прямоугольное пространство, перекрытое огромным куполом). Храм сооружали несколько лет около \(10\) тысяч человек, он стал самым большим в христианском мире в то время.
 
HagiaSophia.png
Рис. \(5\). Собор Святой Софии в Константинополе
 
В \(1453\) г., когда Константинополь был захвачен османами, Софийский собор сделали мечетью. С \(1935\) г. он действовал как музей. А в \(2020\) г. собор снова становится мечетью и носит название Айя-София.
 
Ayasofya_Müzesi,_İstanbul.png
Рис. \(6\). Собор Святой Софии в наши дни