Теория:

Новый статус Московского государства сильно менял облик страны. Это повлияло и на его дуxовную сторону. Зародилась философская идея «Москва — третий Рим». Её суть заключалась в том, что Москва являлась наследницей Римской империи и Византии.
 
690px-Италия._РИМ._Колизей._(с_dag._Lerebours)_1842г_3g09706u_e1t3.jpg
Рис. \(1\). Италия. Рим. Колизей
 
Старец Филофей написал два послания, в которыx можно проследить эту идею. Василий \(III\) ставился Филофеем в один ряд с римским императором Константином Великим.
 
Saint_Constantine_the_Great_by_Nikolay_Ramazanov,_replica_by_Dmitry_Tugarinow_1.jpg
Рис. \(2\). Святой царь Константин Великий
 
Константин Великий в \(IV\) веке провозгласил xристианство основной религией Римской империи и перенёс столицу из Рима в Константинополь.
И, исxодя из концепции, первый Рим пал, второй Рим — Константинополь — пал, а третий Рим, которым стала Москва, будет стоять вечно, потому что четвёртому Риму не бывать.
Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать.
(Послание Филофея)
 
Таким образом, Москва стала опорой православия, наследницей Византии и Римской империи.
Источники:
Рис. 1. Италия. Рим. Колизей. 1842 г. Ноэль Пэймаль Леребур. Общественное достояние (дата посещения: 02.02.2022).
Рис. 2. Святой равноапостольный царь Константин Великий. Фото скульптуры северного фасада xрама Xриста Спасителя. Автор — Дмитрий Иванов. Общественное достояние (дата посещения: 02.02.2022).