
ИИТО ЮНЕСКО — структурное подразделение ЮНЕСКО, специализирующееся на продвижении использования ИКТ и содействии достижению Цели в области устойчивого развития в сфере образования с помощью инновационных решений и передовых практик, основанных на применении технологий.
Теория:
Дискуссия
Цель: рассмотрение проблемы и точек зрения, представляемых участниками занятия. Алгоритм урока:
- обоснование выбора темы или вопроса;
- уточнение условий дискуссии;
- выделение основных этапов обсуждения проблемы;
- определение цифровых инструментов для представления результатов работы;
- организация обсуждения проблемы — дискуссии.
Соревнование
Цель: обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интереса и активности. Алгоритм урока:
- подготовительный этап, выбор цифровых инструментов для совместной работы;
- игра, презентация, обсуждение результатов;
- подведение итогов.
Деловая игра
Цель: поиск решения проблемы, смоделированной участниками, каждому из которых отведена определённая роль. Алгоритм урока:
- погружение в реальную ситуацию;
- построение имитационной модели;
- создание игровой проблемной ситуации, постановка перед командами главной задачи, уточнение их роли в игре;
- вычленение необходимого теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- реализация принятого решения;
- обсуждение полученных результатов, коррекция;
- анализ результатов.
Ролевая игра
Цель: применение тактики поиска эффективного решения поставленной проблемы, выбор стиля поведения. Алгоритм урока:
- распределение ролей, например: оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист;
- выбор инструментария для работы и презентации результатов;
- поиск выхода из ситуации согласно выбранной роли;
- презентация результатов, обсуждение, подведение итогов.
Консультация
Цель: обобщение материала. Алгоритм урока:
- формулировка вопросов;
- определение цифровых инструментов решения вопросов;
- консультации, помощь, поддержка, решение задач;
- представление результатов.
Коллективный тренинг
Цель: формирование культуры ведения научного спора, развитие способности аргументированно излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию. Алгоритм урока:
- постановка практико-ориентированной задачи;
- выбор инструментов для решения задачи;
- имитация деятельности по сценарию, моделирующему поведение, направленное на решение задачи;
- представление результатов, защита представленных результатов, обратная связь.
Экскурсия
Цель: обогащение знаниями, установление кросс-функциональных связей, развитие творческих способностей. Алгоритм урока:
- восприятие особенностей объектов изучения;
- первичное осознание информации;
- поиск цифровых сервисов для решения задачи;
- виртуальная экскурсия;
- итоги, обобщение (Панюкова, \(2010\)).
Современные цифровые инструменты и сервисы предоставляют новые возможности для реализации перечисленных выше методов, активного вовлечения в обучение всех учеников. Удачный подбор и эффективное сочетание цифровых инструментов и известных методик способствуют мобилизации творческих сил учащегося, создают условия для формирования исследовательских навыков.
Например: коллективная работа по исследованию изучаемого явления заканчивается визуальным представлением полученных результатов в формате инфографики, созданием шкалы времени, написанием историй в специальной программе, созданием анимационных роликов.