ИИТО ЮНЕСКО — структурное подразделение ЮНЕСКО, специализирующееся на продвижении использования ИКТ и содействии достижению Цели в области устойчивого развития в сфере образования с помощью инновационных решений и передовых практик, основанных на применении технологий.

Теория:

Постоянное развитие цифровой среды позволяет внедрять более продвинутые технологии в образовательный процесс. Увеличение скорости передачи данных, развитие мобильного интернета и интернета вещей, повышение их доступности, а также активная цифровизация формируют базу для интенсивного внедрения инноваций [Лукша, \(2014\)].

На протяжении нескольких лет EDUCAUSE (совместно с New Media Consortium) публикуют отчёт об актуальных тенденциях в области внедрения технологий в образование на основании анализа мнений ведущих экспертов из различных регионов мира. Для доклада 2020 Horizon Report были отобраны шесть технологий и практических подходов из \(130\), рассмотренных на предварительном этапе. По мнению экспертов, эти технологии и практические подходы окажут наиболее существенное влияние на преподавание и обучение в ближайшем будущем:
  • адаптивные технологии обучения;
     
  • ИИ / машинное обучение;
     
  • учебная аналитика;
     
  • педагогическое проектирование и дизайн, ориентированный на обучающихся;
     
  • открытые образовательные ресурсы;
     
  • технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, сенсорные технологии.
Анализ проводился с учётом таких аспектов, как обеспечение равенства в доступе к знаниям и инклюзивность, влияние этих технологий и практик на результаты обучения, предполагаемые риски, отношение преподавателей к инновациям и их стоимость. Также учитывалась необходимость освоения новых компетенций для интеграции этих технологий и практических подходов к организации образовательного процесса.

В докладе Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае отмечено, что для дальнейшей цифровой трансформации образования необходимо решить следующие задачи [Уваров, \(2019\)]:
  • развитие материальной инфраструктуры: дата-центров, каналов связи и устройств доступа для использования цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов «по требованию»;
     
  • разработка, апробация и внедрение цифровых учебно-методических комплексов по математике, информатике, технологии и распространение технологических решений на другие дисциплины для всех уровней образования (общего, среднего профессионального, высшего) с использованием адаптивных алгоритмов обучения и оценивания на основе искусственного интеллекта и других сквозных технологий;
      
  • развитие онлайн-обучения, цифровое замещение бумажного контента и образовательных программ школ и университетов;
     
  • развитие, апробация и внедрение платформенных решений и LMS, обеспечивающих лучшее освоение учебных программ;
     
  • разработка универсального функционала цифровой образовательной среды для идентификации и аутентификации пользователей;
     
  • разработка и внедрение целевых моделей школ и университетов, предполагающих радикальное обновление бизнес-процессов, коммуникацию и кооперацию образовательных организаций в цифровой среде, переработку и использование цифрового контента, LMS, освоение и использование профессиональных и общеупотребительных цифровых инструментов в учебном процессе;
     
  • развитие цифровой компетентности педагогов (персонала образовательных организаций) для успешной разработки и реализации образовательных программ в цифровой среде.
Некоторые из перечисленных технологий уже применяются в образовательном процессе в той или иной степени (см. раздел «Технологии активизации обучения»).