ИИТО ЮНЕСКО — структурное подразделение ЮНЕСКО, специализирующееся на продвижении использования ИКТ и содействии достижению Цели в области устойчивого развития в сфере образования с помощью инновационных решений и передовых практик, основанных на применении технологий.

Теория:

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) — это созданная с помощью компьютера симуляционная среда, с которой человек может взаимодействовать. Человек погружается в искусственно созданную среду, в которой он может использовать находящиеся в ней объекты и осуществлять различные действия.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — это среда, дополняющая реальный физический мир виртуальными объектами, созданными на компьютере, в режиме реального времени. Таким образом, дополненная реальность добавляет искусственные элементы, изменяя восприятие реального мира, а виртуальная реальность создаёт новый искусственный мир.

Применение виртуальных миров в образовании может быть очень широким: профессиональная подготовка, обучение социальным навыкам, формирование картины мира, исправление девиантного поведения и пр. [Лукша, \(2014\)].
Преимущества использования технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе:
  • формирование умений и навыков осуществления деятельности по проектированию и моделированию предметного мира;
     
  • развитие воображения, наглядно-образного, наглядно- и предметно-действенного, абстрактно-логического, а также теоретического и практического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только реальные объекты, процессы и явления, но и воспроизводить их в образовательных целях;
     
  • понимание и осознание сущности уникальных явлений и процессов.
Направления использования технологии дополненной реальности в образовании [Yuen, \(2011\)]:
  1. книги с дополненной реальностью;
     
  2. дидактические игры с дополненной реальностью;
     
  3. моделирование объектов;
     
  4. учебные курсы и группы упражнений для тренировки определённых навыков.
Учитывая развитие мобильных технологий и увеличение ёмкости каналов передачи данных, можно предположить, что технология дополненной реальности может стать повсеместно распространённой уже в ближайшие \(5\)–\(10\) лет [Лукша, \(2014\)].
Образовательные платформы для создания виртуального мира в классной комнате
VAcademia — на данной платформе учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, ученики и учителя присутствуют на занятии в виде трёхмерных персонажей-аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное очное.

CoSpacesEDU — кросс-платформенный сервис, ориентированный на самостоятельную работу обучаемых всех возрастов, развитие воображения, использование творческого и инновационного подхода в различных предметных областях. Галерея содержит примеры, что облегчает освоение системы и начало работы.

Nearpod — платформа для создания виртуального мира в классной комнате, на которой создано уже несколько тысяч готовых уроков в сотрудничестве с издательствами.
Сайты с виртуальными экскурсиями
Инструменты для создания виртуальных экскурсий
Программы и оборудование для виртуальной и дополненной реальности
  • Unigine Engine — кросс-платформенное ПО для симуляторов, систем виртуальной реальности и компьютерных игр российской компании UNIGINE.

  • ARCore — среда разработки дополненной реальности от Google.

  • ARKit — среда разработки дополненной реальности от Apple.

  • Google AR & VR — оболочки с набором готовых демонстрационных примеров разработки AR и VR.

  • Oculus — оболочка для разработки, а также комплекты оборудования для виртуальной реальности по принципу «всё в одном».

  • SteamVR — универсальный инструмент для погружения в виртуальную реальность с любым VR-оборудованием. Система поддерживает шлемы Valve Index, HTC Vive, Oculus Rift, Windows Mixed Reality и другие.

  • Unity — инструменты для разработки трёхмерной графики с поддержкой технологий AR и VR.

  • Unreal Engine — возможности платформы позволяют использовать её в различных сферах: от архитектуры и проектирования автомобилей до разработки игр и дополнения ТВ-трансляций графическими материалами.

  • Vuforia — платформа для разработки приложений в рамках дополненной реальности с широким набором инструментов.

  • Windows Mixed Reality — среда поддерживает разработку приложений для различных устройств.