Теория:

Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел \((1, 1), (3, 5), (5, 2)\).
 
чертёжник4.png
 
Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
 
сместиться в точку \((1, 1)\)
опустить перо
сместиться в точку \((3, 5)\)
сместиться в точку \((5, 2)\)
сместиться в точку \((1, 1)\)
 
А теперь составим такой алгоритм управления Чертёжником, чтобы с его помощью в произвольном месте координатной плоскости можно было нарисовать прямоугольник со сторонами, параллельными координатным осям, длины которых равны \(2 \) и \(4\) единицам.
 
Зафиксируем одну из вершин прямоугольника в точке \((1, 1)\). Нужный рисунок на координатной плоскости может выглядеть, как показано на рисунке.
 
чертёжник5.png
 
Можно определить координаты каждой из вершин этого прямоугольника и для его изображения составить следующую программу:
 
сместиться в точку \((1, 1)\)
опустить перо
сместиться в точку \((1, 3)\)
сместиться в точку \((5, 3)\)
сместиться в точку \((5, 1)\)
сместиться в точку \((1, 1)\)
 
Этот алгоритм не будет решать поставленную задачу, если изменить координаты начальной точки. Изменение координат одной из вершин повлечет за собой пересчёт координат всех вершин прямоугольника. Причём это придётся делать самому разработчику алгоритма.
 
чертёжник6.png
 
Воспользуемся для рисования заданного прямоугольника командой относительного смещения.
Пусть \((x, y)\) — координаты вершины \(A\) прямоугольника \(ABCD\).
 
чертёжник7.png
 
Тогда координаты вершины \(B\) можно записать как \((x, y+2)\), вершины \(C\) — как \((x+4, y+2)\), вершины \(D\) — как \((x + 4, y)\).
 
Чтобы изобразить отрезок \(AB\), воспользуемся командой сместиться на вектор \((0, 2)\).
 
В результате Чертёжник сдвинет перо из точки с координатами \((x, y)\) в точку с координатами \((x + 0, y + 2)\).
 
По команде сместиться на вектор \((4, 0)\) перо окажется в точке \((x + 4, y + 2)\). Чтобы из этой точки перейти в точку \((x + 4, y + 0)\), следует выполнить команду сместиться на вектор \((0, -2)\). По команде сместиться на вектор \((-4, 0)\) перо Чертёжника прочертит отрезок к точке \(A\):
 
Команда
Координаты точки
Начальная точка
\((x,y)\)
сместиться на вектор \((0,2)\)
\((x+0,y+2)\)
сместиться на вектор \((4,0)\)
\((x+4,y+2)\)
сместиться на вектор \((0,-2)\)
\((x+4,y+0)\)
сместиться на вектор \((-4,0)\)
\((x,y)\)
 
Если в качестве вершины \(A\) зафиксировать точку с координатами \((1, 1)\), то программа будет выглядеть так:
 
сместиться в точку \((1,1)\)
опустить перо
сместиться на вектор \((0,2)\)
сместиться на вектор \((4,0)\)
сместиться на вектор \((0,-2)\)
сместиться на вектор \((-4,0)\)
  
Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например, в точке с координатами \((5, 5)\), достаточно изменить в этой программе только первую строку:
  
сместиться в точку \((5, 5)\)
  
С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определённым точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертёжника.
 
Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.
Источники:
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Информатика: учебник для 6 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 120 с.