Теория:

Как правило, мы описываем всё, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др.).
 
При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.
 
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в наших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.
Примеры словесных моделей.
Пример:
Описание строения боевой колесницы
  
Важной частью египетского войска были боевые колесницы, запряжённые обычно двумя лошадьми. Очень часто их использовали для разведки. Колесница была сложным и дорогим устройством, поэтому воевали на них в основном вельможи. Они охотно участвовали в военных походах, поскольку воспринимали войну как возможность получить богатую добычу. Небольшая деревянная площадка крепилась на два колеса, к ней надстраивались борта, обшитые кожей. Это защищало ноги возницы и лучника от стрел. С помощью специальных креплений в колесницу впрягались лошади. Колесницы на полном скаку врывались во вражеское войско. Кони топтали людей, возница правил, воин стрелял из лука, а когда кончались стрелы — метал короткие копья. Тяжёлые стрелы с четырёхгранными бронзовыми наконечниками пробивали любые доспехи. Колесницы наводили ужас на врагов фараона. Самой крупной колесничной битвой считается битва при Кадеше (1299 год до н. э.) между египтянами и хеттами, в которой с обеих сторон участвовало около 5000 колесниц.
Пример:
Модель одноклеточной водоросли хламидомонады
 
Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у неё есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.
Водоросль питается, дышит, растёт, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем её тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.
Пример:
Модель горного ландшафта
 
Горы покрывают почти \(5\) % поверхности Земли. Главные горные цепи земного шара: Гималаи, Кавказ, Альпы, Пиренеи и Анды. Горная местность отличается большим многообразием ландшафтов, а также определённой последовательностью самых разнообразных растительных поясов. Как правило, климат в горах более прохладный и влажный, чем на равнинах. Повышению на \(100\) м соответствует понижение температуры на \(0,7\) °С.
Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни.
 
Анализируя литературное произведение, мы выделяем в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводим параллели с другими произведениями и т. п.
 
Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.
Пример:
Литературное описание
  
В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые под всеми широтами звёзды (К. Паустовский).
Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счёт его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания.
 
Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:
  • многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
  • использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
  • синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
  • омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.
С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным.
С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).
 
Если чётко определить объекты, действия и их последовательность, то словесную модель некоторого процесса можно представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель построения середины отрезка \(AB\) с помощью циркуля:
  1. установить раствор циркуля равным длине отрезка \(AB\);
  2. поставить ножку циркуля в точку \(A\);
  3. провести окружность радиуса \(AB\);
  4. поставить ножку циркуля в точку \(B\);
  5. провести окружность радиуса \(AB\);
  6. точки пересечения построенных окружностей обозначить \(C\) и \(K\);
  7. провести отрезок \(CK\);
  8. точку пересечения отрезков \(AB\) и \(CK\) обозначить \(O\) и считать искомой.