Теория:

Процесс — это ход, развитие какого-нибудь явления; последовательная закономерная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо.
Информационными процессами называют такие процессы, которые связаны с изменением информации или действиями с использованием информации.
Есть несколько основных информационных процессов:
  • сбор информации;
  • представление информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации.
Узнавая новый номер телефона или адрес из телефонного справочника или записной книжки, мы собираем и сохраняем информацию. При непосредственном разговоре с людьми, через переписку, с помощью телефона, радио или компьютерной сети мы передаём и получаем информацию. Пытаясь решить какую-либо задачу, например по математике, мы тем самым обрабатываем известную информацию.
Информационной деятельностью называют деятельность человека, которая связана с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации.
Рассмотрим теперь эти информационные процессы.
1) Сбор информации осуществляется через наблюдение, чтение, общение, измерение и т. д. Со сбора информации начинается решение практически любой задачи.
Пример:
для того чтобы знать, на какой спектакль вы сможете сходить в свой выходной, вам нужно выяснить имя автора и название пьесы. Чтобы выбрать профессию, связанную с производством и использованием компьютеров, вам нужно выяснить, какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность. То есть собрать соответствующую информацию.
Для сбора информации часто используют различные измерительные устройства.
Пример:
для того чтобы знать, какая на улице температура воздуха, нам нужен термометр.
 
spy-thermometer (1).jpg
Рис. \(1\)
 
Для того чтобы знать, с какой скоростью едет водитель автомобиля, нужен спидометр.
 
i (1).jpg
Рис. \(2\)
2) Обработка информации — информационный процесс, в ходе которого информация изменяется содержательно или по форме.
 
Когда ученик отвечает на вопросы по биологии или решает математическую задачу, водитель автомобиля принимает решение об изменении скорости автомобиля, все они обрабатывают входную информацию. После обработки этой информации получается выходная информация. Обработку информации осуществляет исполнитель по определённым правилам. Исполнителем может быть человек, коллектив, животное, машина.
 
рис.png
Рис. \(3\)
Пример:
школьник, который являлся исполнителем, получил входную информацию в виде условия задачи, обработал информацию в соответствии с определёнными правилами (например правилами решения математических задач) и получил выходную информацию в виде искомого результата.
Обработка информации делится на два типа:
  1. получение нового содержания, новой информации: преобразование по правилам (по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщения и др.;
  2. изменение формы представления информации, не изменяющее её содержание: структурирование (организация информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое), кодирование (переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации), отбор (требуется для решения некоторой задачи; отбор из информационного массива).
При обработке больших объёмов информации главным помощником человека является компьютер. Компьютер позволяет на основании результатов измерений посчитать довольно большие числа, построить диаграммы и графики.
 
3) Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальные носители. Зафиксировать информацию каким-нибудь способом означает сохранить информацию.

Информация хранится в памяти людей или же на каких-либо внешних носителях.

На протяжении нескольких столетий основным носителем информации являлась бумага. В наше время также очень распространены электронные носители информации — флеш-карты, диски, аудио- и видеокассеты.
 
i.jpg
Рис. \(4\)
  
Но самым важным хранилищем информации для человека является его память. На самом деле каждый человек помнит своё имя, фамилию, домашний адрес, адреса и телефоны родных и знакомых. А если же человек не может вспомнить нужный адрес или телефон, ему в этом помогают записные книжки, телефонные справочники или другие долговременные носители информации.

4) Передача информации — процесс пространственного переноса информации от источника к получателю (адресату).
Распространение информации между людьми происходит в процессе её передачи. Передача информации происходит через чтение книг, при разговоре по телефону, при просмотре телепередач и общении в компьютерной сети Интернет.
 
В передаче информации есть источник и есть приёмник информации. Источник передаёт информацию, а приёмник её получает. А передача информации от источника к приёмнику всегда происходит через канал связи.
 
рис5.png
Рис. \(5\)
Пример:
при телефонном разговоре двух людей, один из которых является источником, а другой — приёмником, в роли канала связи выступает телефонная связь.
Информационные процессы в живой природе и технике
В живой природе, как и в мире людей, информация играет огромную роль. Информацию, поступающую из окружающей среды, способны воспринимать не только люди. Даже животные, растения, отдельные клетки и микроорганизмы улавливают сигналы и реагируют на них тем или иным способом. Опадение листвы осенью и рост побегов весной, принятие определённой позы собакой при приближении соперника, выделение нужных веществ в цитоплазму амебы... Все эти явления живой природы — примеры изменений в системе после поступления информации.
 
С информационными процессами в технике мы сталкиваемся постоянно. Ребёнок, когда играет с управляемым автомобилем или кораблём, получает первое знакомство с информационными процессами в технике. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например вождение автомобиля), в других управление берёт на себя само техническое устройство (например кондиционер).