Теория:

Решить задачу арифметическим способом — это значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над данными в задаче числами.
Обрати внимание!
В учебнике встречаются задачи:
  • на движение;
  • на применение действий сложения и вычитания натуральных чисел;
  • приводящие к делению, умножению натуральных чисел;
  • на отработку отношений «на какое-то число больше», «на какое-то число меньше», «в какое-то число раз больше», «в какое-то число раз меньше», «всего»;
  • на части;
  • на совместную работу;
  • на предполагаемое и фактически выполненное;
  • с использованием рисунков, диаграмм.
Выполняя решение задачи, нужно провести анализ текста задачи и
последовательно ответить на вопросы:
 
1. какие величины надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
2. Какая из величин известна, а какая нет?
3. Что нужно знать, чтобы найти эту величину?
4. Как это узнать, исходя из условия задачи?
Пример:
два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу с одинаковой скоростью.
Через какое время они встретятся, если расстояние между ними — \(72\) км, а скорость — \(12\) км/ч?»

Решение:
 
1. какова скорость сближения велосипедистов?
\(12\) \(+\) \(12\) \(=\) \(24\) км/ч.

2. Через какое время велосипедисты встретятся?
\(72\) \(:\) \(24\) \(=\) \(3\) ч.

Ответ: велосипедисты встретятся через \(3\) часа.
Пример:
в первый день продали \(25\) арбузов, во второй — \(40\), а в третий день продали \(55\) арбузов.
Сколько всего арбузов продали за три дня?
 
Решение:
 
\(25\) \(+\) \(40\) \(+\) \(55\) \(=\) \(120\) арбузов.
 
Ответ: всего продали за три дня \(120\) арбузов.
Пример:
в одном куске — \(150\) м проволоки, а в другом — на \(35\) м меньше.
Сколько метров проволоки в двух кусках вместе?
 
Решение:
 
1. сколько метров проволоки во втором куске?
\(150\) \(-\) \(35\) \(=\) \(115\) м.
 
2. Сколько метров проволоки в двух кусках вместе?
\(150\) \(+\) \(115\) \(=\) \(265\) м.
 
Ответ: проволоки в двух кусках вместе — \(265\) м.
Пример:
двадцать ящиков весят \(3\) т.
Сколько килограммов весит один ящик?
 
Решение:
 
\(3\) т \(:\) \(20\) \(=\) \(3000\) кг \(:\) \(20\) \(=\) \(150\) кг.
 
Ответ: один ящик весит \(150\) кг.
Пример:
в фермерском хозяйстве за неделю было собрано \(34\) кг малины, а смородины — в \(2\) раза больше, чем малины.
На сколько килограммов смородины больше собрали в фермерском хозяйстве за неделю?
 
Решение:
 
1. сколько килограммов малины собрали?
342=68 кг.
 
2.  На сколько килограммов смородины больше собрали?
\(68\) \(-\) \(34\) \(=\) \(34\) кг.
Ответ: на \(34\) кг смородины больше собрали в фермерском хозяйстве за неделю.
Пример:
в первой стопке было в \(4\) раза больше журналов, чем во второй.
В двух стопках вместе было \(65\) журналов.
Сколько журналов было в каждой стопке?
 
Решение:
 
1. сколько частей приходится на все журналы?
 \(1\) \(+\) \(4\) \(=\) \(5\) частей.
 
2. Сколько журналов приходится на одну часть?
\(65\) \(:\) \(5\) \(=\) \(13\) журналов— число журналов во второй стопке.
 
3.  Сколько жуоналов было в первой стопке?
134=52 журнала.
 
Ответ: \(52\) журнала было в первой стопке, \(13\) журналов было во второй стопке.