14
сентября
ВПР Русский язык 8 класс (с 14 сентября)
Тренируйся здесь!

Теория:

Процесс научного познания строится по определённой схеме и проходит следующие основные этапы:
  • постановка проблемы. Учёный осознаёт, что есть некая ещё нерешённая или непознанная ситуация, и предпринимает действия для её решения;
  • вы­движение гипотезы. На основе полученных фактов учёный формулирует предположения, затем их проверяет и перепроверяет;
  • формулирование теории. Проверенные факты связываются в логичную систему;
  • выявление законов. Научный закон — это знание о наиболее общих, существенных явлениях и связях, существующих в природе или обществе.
Методы научного познания
Иначе говоря, это способы, с помощью которых учёные получают научное знание.
  • Наблюдение, измерение, описание. Эти методы совсем просты и доступны каждому даже в домашних условиях.
Пример:
можно наблюдать за погодными явлениями (количеством облаков, цветом неба в определённые часы), измерять температуру воздуха, записывать свои наблюдения в специальный дневник. Через некоторое время можно будет делать выводы об изменениях погоды там, где ты живёшь.
Пример:
именно из наблюдений за звёздным небом родилась наука астрономия.
  • Эксперимент. Этот метод более сложный, поскольку требует специальной подготовки, времени и, возможно, оборудования. Эксперименты возможны в самых разных науках и сферах знания.
Пример:
знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал экспериментальным образом доказал, что уже в древности существовала возможность контактов между Африкой, островами Полинезии и Америкой. Он построил деревянный плот «Кон-Тики» по индейским рисункам и проплыл на нём по Тихому океану около \(8\) тысяч километров. Через несколько лет построил лодку «Ра» из тростника и также пересёк на ней океан.
  • Анализ. Это разъединение (мысленное или физическое) изучаемого предмета на составные части и изучение каждой из них по отдельности.
Пример:
чтобы понять, как растёт и развивается растение, ты на уроках биологии изучал по отдельности строение и функционирование всех его частей — корня, стебля, листьев, цветов, плодов.
  • Синтез. Это процесс, обратный анализу, то есть соединение отдельных частей в единое целое.
Пример:
после изучения частей растения можно объединить всю информацию и понять, как оно растёт.
  • Моделирование. Это создание уменьшенной копии изучаемого явления для лучшего его изучения.
Пример:
учёные в лаборатории могут смоделировать молнию или торнадо для того, чтобы понять принципы их возникновения и свойства.