14
сентября
ВПР Биология 8 класс (с 14 сентября)
Тренируйся здесь!

Теория:

Наука в любом обществе выполняет несколько важных функций.
1. Познавательная. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.
Пример:
с \(XV\) до \(XVII\) века продолжался период Великих географических открытий, в результате которого европейцами были открыты новые земли и морские пути в Америку, Африку, Азию и Океанию. И хотя европейцы делали это в поисках новых торговых путей, но ими были накоплены колоссальные научные знания, которые совершенно изменили представления людей о мире и дали толчок развитию науки и техники.
2. Мировоззренческая. Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.
 
Обрати внимание!
Картина мира строится на основе признанных истинными в данный момент времени знаний и теорий. Если впоследствии эти теории будут опровергнуты, то будет меняться и мировоззрение людей.
Пример:
в древности учёные считали, что Земля плоская и покоится на трёх китах (слонах), которые стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в безбрежном океане. На этом утверждении и создавалась вся картина мира тогдашних людей. В Средние века учёные утверждали, что Земля висит в пространстве (эфире). Она накрыта хрустальным куполом, к которому прикреплены звёзды, а вокруг неё вращаются Солнце и Луна. Джордано Бруно, пытаясь доказать неправильность этих воззрений, пошёл на костёр. После Великих географических открытий картина мира вновь изменилась.
3. Прогностическая. Наука может и должна смотреть в будущее. На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.
Пример:
на основе имеющихся данных о строении Земли, климатологии, биологии и других наук учёные делают вывод, что ледниковый период на нашей планете был не единственным, и в будущем предсказывают его повторение.
4. Производственная. Эта функция стала особенно важной в \(XX\) веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.
Пример:
именно на основе научных исследований были внедрены в производство новые технологии выплавки металлов (гальванический, мартеновский способы) и создания различных сплавов с заданными свойствами.
5. Культурная (просветительская). Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.
Пример:
твои бабушки и дедушки ничего не знали о лазерах. Сейчас принцип работы лазера и его применение изучаются в школе на уроках физики.
6. Социальная. Эта функция относительно новая. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.
Пример:
национальный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает проведение оптоволоконной связи в самые отдалённые населённые пункты страны, чтобы все школьники могли пользоваться высокоскоростным Интернетом и заниматься на образовательных сайтах, как сейчас это делаешь ты.