Теория:

Преобразовательная деятельность человека очень разнообразна, поэтому различают материальную и духовную культуру общества.
Шаблоны схем и таблиц по обществознанию (11).svg
Пример:
храм в материальном смысле создан из кирпичей, каменных блоков, штукатурки, оконных рам и прочего. Картина написана на холсте красками, оправлена в раму. Книга напечатана на бумаге типографской краской, имеет картонный переплёт, пропитанный специальным химическим составом.
Однако главное назначение храма — служить местом поклонения верующих, картины — удовлетворять потребность в прекрасном, книги — быть вместилищем знаний.
Часто объекты духовной культуры не несут практической пользы, но тем не менее создаются из любви человека к творчеству.
Пример:
куртка с нашитой аппликацией или заклёпками греет не больше, чем куртка без украшений. Стихи, музыка не могут защитить от холода. Цветы, посаженные во дворе, не накормят человека.
И всё же люди разными способами создают рядом с собой красоту.
Многие люди видят творчество в создании чего-то нового. И тогда появляются новые рецепты старых блюд или модели одежды и т. д.
 
Обрати внимание!
Как это ни странно, но объекты духовной культуры могут существовать гораздо дольше объектов материальных, не теряя при этом своей ценности.
Никто не знает, когда были сложены народные сказки или колыбельные песни, но каждое поколение людей пользуется ими и передаёт своим потомкам.
Бывает, что именно по объектам духовной культуры мы узнаём о забытых исторических событиях или утраченных объектах культуры материальной.
Пример:
о таких чудесах света, как Александрийский маяк, Висячие сады или статуя Зевса Олимпийского, нам стало известно только благодаря сохранившимся рисункам, описаниям и записям очевидцев, поскольку сами эти объекты были разрушены ещё в древности.
Пример:
изучив поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», археологи начали исследования, которые позволили найти и раскопать древнюю Трою, а вместе с ней — огромный пласт материальной культуры \(II\) тысячелетия до н. э.
Распространяться и потребляться объекты духовной культуры могут как через специальные учреждения (музеи, театры, храмы, школы), так и без их участия.
 
Обрати внимание!
Важнейшая особенность духовной сферы — неограниченная потребность в её продуктах.
Бесконечно стремление людей к познанию нового, самосовершенствованию, желанию любоваться произведениями искусства и т. д. Современный мир с его огромными техническими возможностями создаёт для этого самые благоприятные условия.