Теория:

Третий ключевой вопрос экономики — кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, и как они распределяются между членами общества?

Отвечая на этот вопрос, люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?
 
За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:
  1. право сильного — лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;
  2. принцип уравнительности — каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;
  3. принцип очереди — благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения — благо достаётся тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

Поскольку ни одно общество не в состоянии удовлетворить потребности каждого, то общество вынуждено ориентировать производителей на определённого потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешёвые товары).