Теория:

Люди могут занимать разное положение в экономике — быть рабочими, фермерами, предпринимателями или фрилансерами, но всех объединяет одно: они являются потребителями. 
Потребитель — участник рыночных отношений, который приобретает товары и  услуги для удовлетворения личных потребностей.
В качестве потребителей в экономике могут выступать:
  • индивиды, семьи;
  • фирмы, производители;
  • государство.
  
Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, который только собирается это сделать. Это означает следующее. С момента появления у человека интереса к какой-то покупке он уже вправе рассчитывать на получение полной и достоверной информации о ней.
 
Бывают ситуации, когда один человек покупает товар в подарок другому. В этом случае нужно иметь в виду, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Не исключён и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае сотрудники фирмы тоже становятся потребителями, хотя сами и не платили за услугу. 
Цель потребителя — извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг.
С какими ограничениями на пути достижения цели сталкиваются потребители?
 
1. Семейный (потребительский бюджет).
 
Баланс денежных доходов и расходов семьи. Что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и тратить деньги на развлечения. Материальные потребности по мере роста благосостояния людей тоже меняются. Например, уже не достаточно просто иметь машину, а хочется купить более современную и дорогую. Чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот.
 
2. Цены на товары и услуги.
 
Цены на товары и услуги в условиях рыночной экономики меняются, и в большинстве случаев в сторону повышения, на что могут влиять многие факторы, например, инфляция.
 
3. Ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
 
В условиях рыночной экономики ассортимент товаров может меняться: расширяться или, наоборот, выводиться из продажи.
 
Перед потребителем стоит проблема потребительского выбора.
Факторы, влияющие на потребительский выбор:
  1. ограниченность ресурсов.
  2. Мода и динамика социального спроса.
  3. Полезность благ — удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от их потребления.
  4. Период потребления.
  5. Состав и возраст членов семьи.
  6. Культурный уровень семьи.
Таким образом, спрос у потребителя формируется с учётом многих факторов.
Рациональное поведение потребителя — продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Принципы поведения потребителя на рынке:
  • выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • потребитель выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма;
  • при выборе благ возможности потребителя ограничены стоимостью благ и его доходом;
  • потребитель стремится выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую общую величину полезности.
Основные источники дохода потребителя:
  • заработная плата;
  • социальные выплаты от государства (определённым категориям граждан);
  • доход от предпринимательства;
  • доход от собственности (например, плата, полученная за аренду квартиры).
Значительно расширяют семейное потребление школьники. К их расходам относятся расходы на учебники, канцелярию, рюкзаки, униформу, проезд, кружки и секции и многое другое. У многих есть мобильные телефоны, содержание которых представляет особую статью расходов. Значительная часть средств идёт на не всегда фиксируемые карманные расходы школьников.
 
Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход — они работают.