Теория:

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал слово «валюта».
Валюта — денежная единица какой-либо страны, то есть денежная единица, находящаяся в обращении внутри страны.
Пример:
так, в России — это рубль, в ряде стран Европы — евро, в Японии — йена.
С развитием международных экономических связей и всемирной торговли нередко приходится обменивать валюту одной страны на валюту другой. Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Основой для установления таких обменных курсов служит так называемый паритет покупательной способности. Паритет означает соотношение между денежными единицами различных стран по количеству товаров, которые можно купить за денежную единицу.
Пример:
если литр молока в США стоит \(1\) доллар, а в России — \(50\) рублей, то это значит, что паритетный курс по ценам на данный товар доллара и рубля составит \(1:50\). Или, иными словами, \(1\) доллар при данном паритете можно обменять на \(50\) рублей или купить за \(50\) рублей.
Многочисленные эмпирические тесты показывают, что обменные курсы не стремятся к уровню, соответствующему паритету покупательной способности.
Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость.
Конвертируемость — свойство валют обмениваться между собой.
Существуют различные курсы валют: фиксированный и биржевой.
 
Фиксированный  курс  валют устанавливается национальным центральным банком или международными органами валютного паритета.
 
Биржевой курс валют устанавливается на валютной бирже в результате торгов между теми, кто продаёт, и теми, то покупает валюту.
 
Превышение спроса над предложением позволяет продавцам валюты поднять курс и установить его на том уровне, на котором по этому курсу покупатели готовы будут купить необходимую им валюту.
Пример:
международные торговые операции осуществляют три предприятия Y, Z, X.
Y — мясокомбинат, Z — кондитерская фабрика, а X занимается производством одежды. Каждому предприятию необходимо купить какое-либо сырьё у зарубежных поставщиков. Эти предприятия обратятся на валютную биржу для покупки необходимой валюты. Допустим, этим трём предприятиям в сумме необходимо \(100\) тысяч евро, а на бирже продаётся только \(80\) тысяч евро. Очевидно, что спрос превышает предложение, и какое-то из предприятий рискует остаться без валюты.
Сначала мясокомбинат купит евро по минимальному курсу, который может быть установлен Центральным банком на основе товарного паритета. Тогда предприятиям Z и Х придётся конкурировать за остаток валюты на бирже. Кондитерская фабрика предложит \(60\) рублей за \(1\) евро, а это значит, что производству одежды необходимо заплатить больше, например, \(65\) рублей за \(1\) евро. Если мясокомбинат не сможет купить за \(65\) рублей \(1\) евро, то производство одежды купит валюту по курсу \(65\) рублей.
Таким образом, биржевой валютный курс составит \(65\) рублей.
Государство через Центральный Банк следит за рыночным равновесием на валютной бирже, поскольку оно заинтересовано в устойчивости национальной валюты и создании валютных резервов на случай резкого роста спроса на валюту.
Официальное снижение показателя национальной денежной единицы называется девальвацией, а повышение — ревальвацией.
Для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным по отношению к другим валютам или возрастал, экономика страны должна быть конкурентоспособной. Выпуск качественных товаров, в которых могут быть заинтересованы не только потребители внутри страны, но и партнёры по мировой торговле, приводит к росту потребности в национальной валюте той страны, которая выпускает эти качественные товары.