Теория:

В странах с централизованной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются.
В рыночной экономике, приобретая товар или услугу согласно своим потребностям, люди надеются получить от них удовлетворение. Ведь товар или услугу они выбирают для себя сами, добровольно. Такая свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя.
Суверенитет потребителя — право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Потребитель свободен в поисках способов получения и увеличения своего дохода.
Пример:
потребитель может поменять работу на более оплачиваемую, переложить деньги в другой банк, продать выращенные овощи или цветы и т. д.
В результате он получает возможность купить на свои средства товары или услуги у любого продавца в соответствии со своими вкусами и желаниями. Но было бы ошибочно думать, что если потребитель обладает экономическим суверенитетом, ему не требуется защита и поддержка. Права потребителя защищает государство. Оно старается обеспечить гарантию качества товара, гарантию безопасности товара для жизни потребителя, культуру обслуживания покупателей.
 
Потребителю на рынке противостоит продавец, то есть тот, кто предлагает ему товары и услуги. В повседневной жизни мы привыкли называть продавцом человека, стоящего за прилавком. Однако это не всегда так. Если вы покупаете овощи на рынке, то продавцом действительно является тот, кто стоит за прилавком. А вот придя в магазин, вы вступаете в отношения не только с конкретным человеком, но и с магазином в целом. В этом случае в качестве продавца выступает организация. И именно магазин (а не конкретный продавец) будет нести ответственность, если вам продадут некачественный товар. Точно так же, придя в туристическую фирму, вы заключаете договор не с конкретным сотрудником, а с фирмой в целом.
 
Почему потребителю так важно знать, кто именно является продавцом? Если вы удовлетворены купленным товаром или оказанной услугой, это не будет иметь для вас большого значения. Хотя запомнить название всё-таки не помешает: увидев магазин той же фирмы в другом районе или городе, вы сможете сделать покупку именно там, чтобы быть уверенным в качестве товаров и уровне обслуживания. Но если купленный товар оказался некачественным или вас не удовлетворила оказанная услуга, то надо знать, к кому именно обращаться с претензией. Скажем, если вы недовольны работой фирмы, напечатавшей вам фотографии, бессмысленно обращаться с претензией к руководству магазина, в помещении которого она находится. Там вам резонно ответят, что магазин не несёт ответственности за деятельность самостоятельной организации.
 
Понятно, что товары, продаваемые в магазине, в большинстве случаев произведены не в нём.
Изготовитель — это тот, кто производит товары для реализации потребителям.
Обратите внимание: если изготовитель выпускает товары производственного назначения, то с какими бы целями они ни приобретались, отношения изготовителя с покупателями не считаются потребительскими. Если же вы заказываете работу или услугу, то в данном случае вы имеете дело с исполнителем. Так называют того, кто продаёт работы и услуги и одновременно их производит.
 
И продавцом, и изготовителем, и исполнителем может быть как организация, так и гражданин, зарегистрированный в статусе индивидуального частного предпринимателя.
 
Гражданин (физическое лицо) не является изготовителем, исполнителем, продавцом. Поэтому если вы, к примеру, купите кофточку у коллеги по работе или запчасти к автомобилю у соседа по подъезду, ваши с ними взаимоотношения не будут являться отношениями потребителя и продавца. Защита прав потребителей в Российской Федерации выражается в нормативно-правовых актах. Таковым является Закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения между потребителями с одной стороны и изготовителями или продавцами — с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.
 
Обрати внимание!
Из Закона РФ «О защите прав потребителей»:

Статья \(18\). Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
 
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
 
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Кроме того, в течение двух недель потребитель может обменять или вернуть купленный непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, но ему он не подошёл или разонравился. Однако список таких товаров ограничен.
Следует отметить, что государство заинтересовано в том, чтобы в стране производились и продавались качественные товары и услуги.
Источники:
Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П. А., М.: 2016. — 288 с.
Обществознание. Учебник для 8 класса.  Боголюбов Л. Н. и др., М.: 2014. — 255 с.