Теория:

Одному социальному статусу может соответствовать ряд социальных ролей одновременно — так называемый «ролевой набор».
Пример:
основные статусы взрослого человека — гражданин, собственник, работник, семьянин, потребитель.
Ролевой набор — это комплекс социальных ролей, ассоциируемых с конкретным социальным статусом.
Пример:
директор учебного заведения в рамках одного статуса может быть руководителем, коллегой, управленцем, учителем, наставником, автором научных статей.
Схожие на первый взгляд роли на самом деле могут требовать от «исполнителя» разной манеры поведения.
Пример:
учитель строит отношения с учениками, соблюдая формальные нормы, а наставник использует неформальный подход к ним. Руководитель может быть строг с подчинёнными и не выходить за рамки официального общения, но коллега дружелюбен и участлив.
В то же время роли могут противоречить друг другу.
Пример:
старшеклассник обязан присутствовать на уроке, но принадлежность к малой социальной группе друзей побуждает его к прогулу.
Набор ролей во многом связан с возрастными статусами.
Пример:
дети, подростки, молодёжь, зрелый возраст, пожилые.
От представителей каждой из возрастных групп ожидается определённое поведение в разных сферах жизнедеятельности. Несоответствие ролей статусу может вызвать беспокойство и протест общества или малых социальных групп.