Теория:

Подробнее остановимся на принципе федерализма.
Федеративное устройство (федерация) — территориальное устройство государства, сочетающее самостоятельность субъектов с их подчинением федеральной власти.
Субъект Российской федерации — территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее рядом самостоятельных полномочий (принимать законы субъектов, формировать собственные органы власти).
Власть и законы в стране образуют двухуровневую систему: федеральный и региональный (уровни субъектов). Региональная власть сохраняет подчинение федеральной, а законы субъектов не могут противоречить законам страны.
 
В Российской Федерации выделяют \(85\) субъектов. Их полный список указан в статье \(65\) Конституции.
 
Существует \(6\) типов субъектов:
  • области;
  • республики;
  • края;
  • автономная область (она одна, Еврейская);
  • автономные округа;
  • города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
1024px-Map_of_federal_subjects_of_Russia_(2014).svg.png
Рис. \(1\). Федеративное устройство Российской Федерации
Пример:
другие федеративные государства выделяют иные типы субъектов: США, Индия делятся на штаты, ОАЭ — на эмираты, Бельгия — на провинции.
Наша федерация построена на ряде принципов.
 
• Государственная целостность включает единство территории, единую систему власти, экономическое пространство, валюту, язык.
 
Обрати внимание!
Субъекты РФ не имеют права выйти из состава федерации.
• Равенство субъектов заключается в равных правах каждого субъекта вне зависимости от его типа, размера и местоположения.
 
• Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами предполагает наличие двух типов вопросов:
1. вопросы исключительного ведения РФ — это те решения, которые могут приниматься только федеральной властью, то есть в масштабах всей страны. Они перечислены в ст. \(71\) Конституции.
Пример:
управление федеральной собственностью, вопросы войны и мира, федеральный бюджет, государственные награды и почётные звания.
2. Вопросы совместного ведения РФ и её субъектов — это те решения, которые субъекты могут принимать самостоятельно, учитывая политические, экономические и иные особенности их региона.
Пример:
охрана окружающей среды; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Законы субъектов РФ не могут ухудшать положение граждан относительно федеральных законов.
• Равноправие и самоопределение народов РФ заключаются в возможности наций, проживающих на территории РФ, развивать свою национальную культуру и язык, защищать и возрождать малочисленные народы.
Источники:
Рис. 1. Федеративное устройство Российской Федерации с 18 марта 2014 года. Автор: Roman Poulvas - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39972337