Теория:

Жизнь людей в обществе регламентируется социальными нормами, к которым, например, относятся морально-этические и религиозные нормы, традиции, обычаи и т. д.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении человеком этих норм общество, разумеется, может выразить ему своё неудовольствие, несогласие с несоответствующим общественным нормам поведением, но лишь в виде неодобрения или порицания, на уровне морально-нравственного социального контроля. Никаких санкций со стороны государства нарушение подобных норм не повлечёт.
Иное дело — нарушение норм, установленных не обществом, а государством. Эти нормы тоже относятся к социальным, но ответственность за их несоблюдение или ненадлежащее соблюдение устанавливается уже на уровне государства и влечёт за собой определённые правовые последствия, которые могут быть гораздо более серьёзными, чем простое осуждение со стороны общества. Как ты понимаешь, речь идёт о правовых нормах.

Правовые нормы не возникают одномоментно, как и любые социальные нормы. Они складываются в ходе исторического развития общества и государства при возникновении спорных, проблемных ситуаций в общении людей, требующих вмешательства внешней, третьей, силы.
Само слово «право» имеет несколько значений, каждое из которых находит своё отражение в рассматриваемых нами социальных нормах. Прежде всего, с помощью права (от глагола «править») осуществляется управление порядком в государстве. Он будет общеобязателен для всех, и в случае его нарушения со стороны государства, на основании права, возникнут претензии к нарушителю.

Если смотреть на право в историческом аспекте, то вспоминаются первые сборники законов, общеобязательные для всех людей, живущих на определённой территории: «Салическая правда» Хлодвига, созданная в \(V\) веке в государстве франков, или отечественная «Русская правда» \(XI\) века. В этом случае отчётливо виден иной смысл слова «право» — правда, или справедливость.

Также слово «право» можно рассматривать как возможность, свободную волю,
 способность. Именно такое понимание праву отводится в теории естественных прав. Представителями естественно-правовой теории являются Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Эта теория оформляется довольно поздно, в \(XVII\)–\(XVIII\) веках, во время буржуазных революций в Европе.
 
Обрати внимание!
К естественным правам будут относиться права на свободу мысли и слова, равенство, частную собственность, вероисповедание.
Естественное право — неотъемлемая возможность человека, присущая ему от рождения, данная самой природой и разумом человека, а не государством, а значит, она не может быть им ограничена.
Следовательно, эти права являются высшими по сравнению с установленными государством,
а значит, государство должно устанавливать свои права, ориентируясь на них.
Государство, признавая естественные, неотъемлемые права человека, может гарантировать их защиту и обеспечение путём издания законов. Так возникает позитивное (положительное) право.
Позитивное  (от лат. positivus — положительный) право  — это официальное право, изданное в установленном порядке уполномоченными на то государственными органами.
Позитивное право фиксируется обязательно в письменной форме, в нормативно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, распоряжениях) или иных источниках права.
 
Обрати внимание!
Право как разновидность социальных норм существует только в государстве.
Разумеется, у каждого человека на основе позитивного права возникает своё субъективное право, то есть индивидуальные возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои возможности законным путём.
 
Обрати внимание!
Таким образом, в праве можно выделить три элемента:
  • естественное право;
  • позитивное право;
  • субъективное право.
Право — это система правил поведения людей в обществе, общеобязательных норм, устанавливаемых государством и обеспеченных силой государственного принуждения.