Теория:

В третьем задании тебе нужно выбрать одну из предложенных тем и составить монологическое высказывание.
Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека. 

Объём высказывания на собеседовании — не менее \(10\) фраз, но нужно всё рассказать не дольше, чем за \(3\) минуты. 

Для обдумывания будущего высказывания у тебя будет \(1\) минута.
Разновидности высказываний
Общее направление монолога предлагается на выбор.
 
Тема (тип текста)
Описание
Повествование
Рассуждение
Главная особенностьВысказывание по предложенному изображениюРассказ на основе жизненного опытаОтвет на поставленный вопрос
Вопросы, которые помогают составить высказывание
Что изображено?
Какой это предмет?
Как выглядит?
 
 
 
Что произошло? Что было вначале, потом?
Как, где и с кем происходили события?
 
 
Что я думаю по этому поводу?
Почему у меня такое мнение?
Как я могу доказать свою точку зрения?
Монолог-описание
Как начать?
 
На фотографии мы видим...
На картинке изображён...
Что говорить?
 
 
 
 
 
 
 
 
Если изображены люди:Если людей нет:
  • внешний вид, занятие;
  • настроение;
  • время, место;
  • оценка: правильно/неправильно так делать, полезно/вредно;
    весело/скучно и т. д.;
  • отношение к фотографии, какие эмоции вызывает. 
 
  • обстановка, что в центре внимания; место;
  • время года, время суток;
  • какие мысли и эмоции возникают при просмотре изображения.
Языковые особенности монолога
Подойдут формы глаголов настоящего времени (видим, находится, идёт, делают и т. д.).
Для описания характерно использование большого количества существительных и прилагательных — для создания образности и детализации.
Пример
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
wade-lambert-_PyDYwQwu9U-unsplash.jpg
На фотографии изображён ретро-автомобиль, который едет по дороге. Судя по свету, сейчас вторая половина дня и, скорее всего, осень. Деревья вдоль дороги не сочно-зелёные, а скорее жёлтые. Автомобиль едет по левой полосе, я думаю, фотография сделана не в России, потому что у нас правостороннее движение. Машина мне очень нравится: красивый зелёный цвет, вся блестит! Видно, что за ней ухаживали. Хотя она и не современная, но выглядит как новая. Если приглядеться, то в машине можно увидеть молодых парня и девушку. Куда они едут, из фотографии мы понять не можем, но думаю, что эта поездка — очень приятная.
Монолог-повествование
Как начать?
 
Я хочу рассказать о...
Однажды со мной случилось...
Что говорить?
 
 
 
 
Расскажи:
  • где и когда произошло событие;
  • кто был с тобой;
  • как начиналось, продолжалось и закончилось это событие или этот день;
  • что тебе больше всего запомнилось и понравилось.
Языковые особенности монолога
 
Для повествования больше подходят глаголы прошедшего времени (был, ходил, видели, посмотрели).
Чтобы не нарушать логику рассказа, используй наречия сначала, потом, затем, позднее, в конце концов и т. д.
Пример
 
 
 
 
 
 
 
Тема «Мой любимый праздник».
Мой любимый праздник — это Новый год! В эти дни вся семья собирается дома, никому не надо ни на работу, ни на учёбу. Мы готовим наши любимые блюда, вместе смотрим фильмы, играем, поём песни. Мы часто ходим с семьёй на горку или кататься на коньках или лыжах, когда наступают новогодние каникулы. Но самая волшебная ночь, конечно же, новогодняя. Мы говорим друг другу добрые слова, загадываем желания во время боя курантов. И они обязательно сбываются.
Новый год для меня — это подарки, нарядная ёлка, яркие гирлянды, увешанные по всему дому. Я очень жду этого праздника каждый год.
Монолог-рассуждение
Как начать?
 
Я считаю, что...
Мне кажется, что...
Что говорить?
 
 
 
 
Три части:
1) тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
2) аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
3) вывод (заключение из вышесказанного).
Языковые особенности высказывания
 
Построить рассуждение помогают вводные слова, передающие уверенность/неуверенность (конечно, разумеется, наверное и т. д.), указывающие на источник информации (мне кажется, по мнению кого-либо и т. д.), участвующие в построении размышления (во-первых, во-вторых; итак, таким образом и т. д.).
Пример
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема «Почему важно читать книги?»
Я считаю, что читать книги — одно из самых интересных занятий человека. Читать книги очень важно!
Во-первых, из книг мы узнаём много нового, они хранят все знания, которые доступны человеку. Без книг мы бы никогда не построили машины, не полетели бы в космос и не сделали массу других открытий.
Во-вторых, благодаря книгам мы знакомимся с несуществующими мирами, погружаемся в сказку. Писатели придумывают другую реальность, но проблемы и заботы их героев так похожи на наши и поэтому интересны.
В-третьих, книги учат нас жизни. Они рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Они воспитывают, дают советы.
Человек, который не читает, очень скучно живёт, а также он беден духовно.
 
Критерии проверки
  1. Монолог из \(10\) фраз (минимум) состоялся, фактических ошибок нет.

  2. Речевая ситуация учтена.
    Не забывай, что ты находишься на экзамене, избегай употребления разговорных и грубых слов; формулируй полные и понятные предложения, следи за интонацией.

  3. Логичность.
    Высказывание должно иметь начало и окончание. Не перескакивай с темы на тему, не обрывай мысль на полуслове.

  4. Правильное речевое оформление.
    Проверяется соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм. Учитывается богатый словарный запас, точное употребление слов и разнообразие синтаксических конструкций в твоём высказывании.
Содержание монолога оценивается \(3\) баллами (по критериям \(1\)–\(3\), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с четвёртым заданием (максимум \(4\) балла).
Общее количество баллов за выполнение всей работы — \(20\).
Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь \(10\) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно \(15\) минут. 
Обрати внимание!
Для повторения темы посмотри дополнительно видео.
Источники:
Ретро-автомобиль; https://unsplash.com/photos/_PyDYwQwu9U.