Теория:

Третья часть экзаменационной работы — это написание одного сочинения из трёх предложенных (\(9.1\); \(9.2\); \(9.3\)). Познакомимся с формулировками заданий.
  
Используя прочитанный текст из части 2, выполни ТОЛЬКО ОДНО из заданий: \(9.1\), \(9.2\) или \(9.3\). Перед написанием сочинения запиши номер выбранного задания: \(9.1\), \(9.2\) или \(9.3\). 
Пример:
\(9.1\). Напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Важнейшим условием синонимичности слов является близость их лексических значений». Аргументируя свой ответ, приведи два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Ты можешь писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
 
\(9.2\). Напиши сочинение-рассуждение. Объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста: «Не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости, конечно, не проходит бесследно!»
Приведи в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие твои рассуждения. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
 
\(9.3\). Как ты понимаешь значение слова МОЛОДОСТЬ? Сформулируй и прокомментируй данное тобой определение. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Как нужно провести молодость?», взяв в качестве тезиса данное тобой определение. Аргументируя свой тезис, приведи два примера-аргумента, подтверждающие твои рассуждения: один пример-аргумент приведи из прочитанного текста, а второй — из твоего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
Что общего и различного между тремя видами сочинений?
  •  Все три вида сочинения пишутся с опорой на текст, представленный во второй части экзаменационной работы.
     
  •  Объём всех сочинений должен включать в себя не менее \(70\) слов (однако следует учесть, что для раскрытия темы этого может быть мало).
     
  •  Везде должен быть представлен один и тот же тип речи — рассуждение, структура которого включает обязательные части:
    1) тезис — мысль, которую нужно доказать;
    2) обоснование тезиса, т. е. аргументация;
    3) вывод.
 
В каждом из сочинений ты должен показать умение интерпретировать высказывание, то есть пояснить, что имел в виду автор. Затем ты должен подтвердить истинность сказанного аргументами. Для этого нужно из прочитанного текста привести \(2\) примера. Однако в сочинении \(9.3\) можно второй пример привести из жизненного опыта.
Представим различия между заданиями \(9.1\); \(9.2\); \(9.3\) в виде таблицы.
  
Тип сочинения
     Что нужно интерпретировать?
 Аргументация (примеры-иллюстрации)
Анализ языковых явлений
\(9.1\)
Высказывание известного человека на лингвистическую тему (или цитату из учебника русского языка)\(2\) из текстаТребуется
\(9.2\)
Высказывание автора — выдержку из текста\(2\) из текстаНе требуется
\(9.3\)
Слово или словосочетание, тематически связанное с текстом\(2\) из текста / \(1\) из текста \(+\) \(1\) из жизненного опытаНе требуется

Как мы видим, задание \(9.1\) существенно отличается от двух остальных: оно связано с лингвистическими вопросами, поэтому нужно хорошо разбираться в областях языкознания и терминах. Кроме того, для написания такого сочинения нужно владеть публицистическим и научным стилями речи.
Чтобы успешно справиться с заданием \(9.2\), ты должен понять общий смысл текста и выделить позицию автора. Примеры для обоснования тезиса нужно привести из того же текста.
В сочинении \(9.3\) тебе нужно порассуждать о философских, морально-нравственных вопросах, например о счастье, силе духа, человечности. Второй пример для этой темы, как мы уже сказали, нужно привести из жизненного опыта. Ты можешь оба примера взять из текста.
Как же выбрать сочинение?  
Выбор сочинения зависит от понимания текста и формулировок заданий. А добиться успеха на экзамене можно только благодаря ответственной подготовке.