Теория:
Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написание сжатого изложения.
Сжатое изложение — текст в сокращении, без подробностей, деталей и второстепенной информации.
В изложении тебе необходимо:
- передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;
- применить не менее одного способа сжатия текста.
- написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём — \(70\)–\(110\) слов).
Микротема — это главная мысль абзаца.
Важно сохранить исходное количество абзацев. Обычно в текстах на ОГЭ их три.
Пример:
прослушай текст и напиши сжатое изложение. Учти, что ты должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее \(70\) слов.
Как решить задание из примера?
1. Прослушаем текст и попытаемся понять его основную мысль. Проследим за развитием микротем, отметим границы абзацев. Запишем ключевые слова.
Пример:
«Сложности в воспитании... самая большая проблема — уменьшение значения семьи... принесёт хлопоты в будущем.
Другая крайность — чрезмерная опека... родители недодали тепла... внутренний духовный долг.
Если родители не установили контакт... перекладывали заботу на бабушек и дедушек... то жизнь ребёнка обеднеет, он станет циничным».
2. Во время прослушивания во второй раз проверим, правильно ли запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополним свои записи.
3. Запишем текст, используя приёмы сжатия.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием детей. Самая большая проблема — уменьшение значения семьи в вопросах воспитания. Ослабление семейных уз может принести немало хлопот в будущем.
Другая крайность — чрезмерная опека родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала, когда родители недодали душевного тепла и пытаются впоследствии оплатить внутренний духовный долг запоздалой опекой и материальными благами.
Мир меняется, но ребёнок неизбежно станет циничным, и его жизнь обеднеет, если родители не установили с ним внутренний контакт и перекладывали заботы по воспитанию на других (\(81\) слово).
Другая крайность — чрезмерная опека родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала, когда родители недодали душевного тепла и пытаются впоследствии оплатить внутренний духовный долг запоздалой опекой и материальными благами.
Мир меняется, но ребёнок неизбежно станет циничным, и его жизнь обеднеет, если родители не установили с ним внутренний контакт и перекладывали заботы по воспитанию на других (\(81\) слово).
Обрати внимание!
Сравни изложение с полным текстом.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема — это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность — чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой (\(135\) слов).
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой (\(135\) слов).
(По Ю. Нагибину)
Для сокращения текста применено:
- исключение (сравни: «ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка»; «уменьшение значения семьи в вопросах воспитания»);
- обобщение (сравни: «перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации»; «перекладывали заботы по воспитанию на других»);
- упрощение (сравни: «с воспитанием начинающего жизнь человека» — «с воспитанием детей»).
Что проверяют в изложении?
Критерии проверки ФИПИ включают оценивание:
- содержания изложения (все микротемы текста обозначены, главная мысль передана);
- сжатия текста (использован хотя бы один приём компрессии);
- смысловой цельности и последовательности (отсутствуют логические ошибки, абзацное членение не нарушено);
- орфографии, пунктуации, соблюдения грамматических и речевых норм, а также фактологической точности в переданном тексте.
Ты можешь получить \(7\) баллов за содержание текста, а также \(10\) баллов за грамотность (баллы за грамотность в изложении и сочинении из задания № \(9\) общие).
Типичные ошибки в изложении
- Нарушение абзацного членения.
Следи за интонацией читающего. Абзацы разделяются более длительными паузами, чем предложения. Также в каждом абзаце выражена отдельная мысль.
- Отсутствие одной или нескольких микротем.
Сокращая текст, не избавься от целого абзаца — хотя бы в одном предложении абзаца есть важная информация.
- Написание подробного изложения вместо сжатого.
Тебе необходимо передать основную мысль текста кратко. Обязательно используй приёмы сжатия текста.
- Недобор слов.
Изложение должно содержать от \(70\) до \(100\) слов (допустимо до \(110\)). Старайся оставаться в этих границах, считай все слова, даже предлоги, союзы и частицы.
Источники:
Аудиозапись текста; http://oge.fipi.ru, Открытый банк заданий ОГЭ.