Теория:

Структура сочинения \(9.1\)
В сочинении важно придерживаться плана и требований, которые описаны в задании.
Рассмотрим формулировку задания и выделим основные части работы.
Пример:
напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Аргументируя свой ответ, приведи два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование.
Ты можешь писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
В сочинении важно придерживаться плана и требований, которые описаны в задании.
 
1. Вступление (\(2\)–\(3\) предложения).
Во вступлении ты должен сформулировать тезис. Для этого приведи само высказывание и вырази собственное отношение к его содержанию.
 
2. Основная часть.
В основной части приведи \(2\) примера из текста, иллюстрирующие указанн(-ое, -ые) в высказывании лингвистическ(ое, -ие) явлени(-е, -я), и прокомментируй их:
  • аргумент-пример № \(1\) из текста \(+\) комментарий;
  • аргумент-пример № \(2\) из текста \(+\) комментарий.
 
Обрати внимание!
Ты должен не только найти в тексте языковое явление, но и объяснить его значение!
3. Заключение.
Сделай вывод, подтверждающий заданный тезис.
 
Обрати внимание!
Каждую часть сочинения пиши с нового абзаца! Кроме того, оба аргумента ты можешь представить в виде отдельных абзацев. 
Критерии оценивания выполнения задания \(9.1\)
No
Что проверяется в сочинении-рассуждении
на лингвистическую тему (\(9.1\))
Баллы
С\(1\)К\(1\)Наличие обоснованного ответа\(2\)
С\(1\)К\(2\)Наличие примеров-аргументов\(3\)
С\(1\)К\(3\)Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения\(2\)
С\(1\)К\(4\)Композиционная стройность \(2\)
 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С\(1\)К\(1\)С\(1\)К\(4\)\(9\)
 
Грамотность и  фактическая точность письменной речи оцениваются отдельно. Более подробную информацию о том, как выставляют баллы за сочинение, ты можешь узнать на страницах \(14\)–\(15\) опубликованного демонстрационного варианта от ФИПИ.
Пример сочинения с указанием частей
План сочинения
Пример
Вступление
 
  • Высказывание
 
Точность — одна из важнейших характеристик хорошей речи. Известный литературный критик Дмитрий Иванович Писарев высказался об этом так: «Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни»
  • Формулировка тезиса
С этим мнением нельзя не согласиться. Многие слова в русском языке имеют несколько значений, могут употребляться в переносном смысле, имеют синонимы. От правильности выбора слова зависит то, какой смысл мы привносим в высказывание и как его поймёт адресат
Основная часть
  
  • Аргумент \(1\)
Обратимся к тексту А. П. Чехова, чтобы подтвердить эту мысль. Автор пишет: «В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство» (предложение \(8\)). Может показаться, что слово «риторика» употреблено неверно, так как самое распространённое значение этого слова — «наука об ораторском искусстве». Однако А. П. Чехов использует это слово в другом значении — «излишняя приподнятость изложения, напыщенность». Чтобы читатели правильно поняли смысл, автор ставит слово «риторика» в ряд синонимов с явной негативной окраской, тем самым уточняя его значение
  • Аргумент \(2\)
 
Пример употребления слова в переносном значении встречается в предложении \(12\). Автор, стараясь более точно выразить мысль, заключает слова «не умеют» в кавычки. В прямом смысле «не уметь говорить» значило бы «не владеть речью», что не соответствует контексту. Используя кавычки, А. П. Чехов исключает ошибочное толкование
Заключение
 
 
Таким образом, приведённые примеры позволяют нам убедиться в том, что точность при употреблении слов — не формальное требование, а необходимость, иначе сообщение может быть не понято или понято неправильно
 
(\(217\) слов)