Теория:

Выразительность речи объясняется тaкими ocoбeннocтями eё cтpyктypы, кoтopыe пoзвoляют ycилить впeчaтлeниe oт cкaзaннoгo или нaпиcaннoгo, вызвaть и пoддepжaть внимaниe и интepec y aдpecaтa, вoздeйcтвoвaть нe тoлькo нa eгo paзyм, нo и нa чyвcтвa, вooбpaжeниe.
Составим список тех средств выразительности, которые встречаются в задании № \(7\) ОГЭ.
 
Название
Пояснение
Примеры
Метафора
 
 
 
 
 
 
Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве предметов.
 
Выражается обычно именами существительными и глаголами
 
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман (М. Лермонтов. Герой нашего времени).
 
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
(А. Пушкин. Евгений Онегин)
Развёрнутая метафора
  
 
 
 
 
 
Изображение цельной картины с помощью слов в переносном значении
 
 
 
 
 
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве
(С. Есенин. За тёмной прядью перелесиц).
 
Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль (М. Горький. Челкаш)
Эпитет
 
 
 
 
 
Образное, красочное определение.
 
Выражается именами прилагательными,  причастиями, наречиями
 
Девичьи глаза ярче роз (А. Пушкин. Медный всадник).
 
Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Олицетворение
  
  
  
  
  
При описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью
 
 
 
Хрустит и взвизгивает гравий под колёсами (А. Куприн. Пустые дачи).
 
Что на крыше дождь бормочет... (О. Мандельштам. Что поют часы-кузнечик...)
Сравнение
  
  
  
  
  
  
  
Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.
Может быть построено с помощью сравнительного союза (как, точно, словно и др.) или формы творительного падежа
Я сжал её в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками (М. Лермонтов. Герой нашего времени).
 
...Бестолково шарахнулась в застывшем воздухе птица и камнем пала в траву (Д. Мамин-Сибиряк. Золотуха)
 
Метонимия  
  
  
  
  
  
  
  
Замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым
 
 
 
 
 
В дымных тучках пурпур розы (А. Фет. Шёпот, робкое дыханье).
 
Через час курьерская тройка мчала меня из Кисловодска (М. Лермонтов. Герой нашего времени).
 
И слышно было до рассвета,
Как ликовал
француз
(М. Лермонтов. Бородино)
Гипербола
 
 
 
 
 
Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление
 
 
 
 
Потому что я с Севера, что ли,
Что Луна там огромней в сто раз...
(С. Есенин. Шаганэ ты моя, Шаганэ)
 
Человек — голова в Казбек! (В. Маяковский. \(150000000\))
Литота
 
 
 
 
 
Образное преуменьшение
 
 
 
 
 
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь. Невский проспект)
 
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов. Песня Ерёмушке)
Ирония
 
 
 
 
Употребление слова или выражения в противоположном смысле, обычно для комического эффекта
 
 
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов. Лисица и осёл).
 
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
(И. Крылов. Слон и Моська)
Гротеск
  
  
 
Контрастное, причудливое сочетание фантастики и реальности, прекрасно­го и безобразного, трагического и комического
 
  
Гротескные описания в сказках М. Салтыкова-Щедрина; повесть Н. Гоголя «Нос»
  
  
  
Анафора
  
  
  
  
  
  
Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах
 
 
 
 
 
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...
(А. Пушкин. Евгений Онегин)
 
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой
, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(С. Есенин.
Край ты мой заброшенный...
Антитеза
  
  
  
  
Противопоставление
 
 
 
 
Левая сторона лица моего обращена к солнцу, и ей тепло, а правой холодно (А. Куприн. Пустые дачи).

И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём...
(А. Блок. На поле Куликовом)
Градация
  
  
  
  
  
  
Расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения.
Для градации обязательно наличие минимум трёх элементов
 
Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить(А. Чехов. Тёмною ночью)
 
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
(В. Маяковский. Про это)
Оксюморон
  
  
  
  
  
  
Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов
 
 
 
 
 
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин. Русь)
 
Беспокойная ласковость взгляда,
И поддельная краска ланит,
И убогая роскошь наряда —
Всё не в пользу её говорит 
(Н. Некрасов. Убогая и нарядная)
Риторический вопрос
  
Вопрос, не требующий ответа
 
 
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Инверсия
  
  
  
  
Нарушение привычного порядка слов
 
 
 
 
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).
 
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
(А. Пушкин. \(19\) октября)
Фразеологизм
 
 
 
Устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица
Точить лясы (болтать);
не в своей тарелке (некомфортно, неуютно)
 
 
Источники:
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская. — М.: Советская  энциклопедия, 1966.