Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Экономические циклы
Экономические циклы — это регулярные колебания экономики, при которых периоды быстрого роста сменяются периодами спада.
Волны экономических циклов бывают разной интенсивности и продолжительности, но все они имеют общие фазы:
  1. Пик.
  2. Спад/ рецессия.
  3. Дно.
  4. Оживление/подъём.
1.png
Согласно теории экономических циклов, подъём экономики не является постоянным и всегда заканчивается спадом, но каждый спад сменяется подъёмом.
Часть экономического цикла, связанную со спадом в экономике, принято называть экономическим кризисом.
Экономические кризисы цикличны и всегда являются толчком к новому подъёму.
Продолжительность как всего экономического цикла, так и его отдельных фаз (в частности, экономического кризиса) трудно прогнозируема.
Основные признаки приближения экономического кризиса:
  1. Возникают сбои в экономическом равновесии (равновесии между производством и потреблением).
  2. Сложности с реализацией товаров.
  3. Снижение инвестиционной активности.
  4. Сокращение объёмов производства.
  5. Рост безработицы.
ВВП (валовой внутренний продукт)
Одним из важнейших показателей состояния экономики страны является валовой внутренний продукт — ВВП.
Сохраняющаяся тенденция к сокращению ВВП может свидетельствовать об экономическом кризисе, сохраняющаяся тенденция к росту ВВП может свидетельствовать об экономическом подъёме.
ВВП (валовой внутренний продукт) — суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых на территории страны за один год.
Конечным является товар, который продаётся конечному потребителю и не используется для переработки и изготовления новой продукции и/или последующей перепродажи товара.
Пример:
Фермер продаёт свою продукцию на сумму \(10 000\)  рублей конечным потребителям и на сумму \(100000\) рублей — молочному комбинату, который перерабатывает это молоко и производит из него творог, сметану, кефир. Для учёта в ВВП будет использована только сумма \(10000\) рублей, так как сумма в \(100000\) рублей будет включена в стоимость творога, кефира и сметаны, которые продаст молочный комбинат.
Чем больше товаров и услуг произведено, чем выше суммарная стоимость всех произведённых товаров и услуг, тем лучше состояние экономики
Для того чтобы сравнить ВВП разных стран между собой и/или сравнить ВВП одной страны за разные годы, необходимо рассчитать реальный ВВП.
Причиной необходимости расчёта реального ВВП является инфляция.
Пример:
Предположим, что в прошлом году в стране было произведено \(1000\) товаров по \(100\) денежных единиц, тогда ВВП=1000 ·100=100000 денежных единиц. В текущем году из-за инфляции цены на товар выросли до \(1100\) денежных единиц, тогда ВВП=1100 ·100=110000 денежных единиц. Если сравнить значения, то можно сделать вывод, что ВВП увеличился, что свидетельствовало бы о развитии экономики страны. Но реальное состояние экономики не изменилось, рост ВВП связан в данном примере только с инфляционным ростом цен.
Для сравнения ВВП текущего года и предыдущих лет необходимо использовать реальный ВВП.
Реальный ВВП рассчитывается по формуле:
 
ВВПр=ВВП(1+i1100) ·(1+i2100) ·... ·(1+in100),
 
где ВВПр — реальный ВВП;
      in — инфляция в n-ом году.
 
Изменение ВВП оценивается через темпы прироста ВВП — процентное отношение изменения ВВП текущего года к ВВП прошлого года:
ТпрВВП=(ВВПт.г.ВВПп.г.)ВВПп.г. ·100,
 
где  ТпрВВП — темп прироста ВВП;
       ВВПт.г.  — ВВП текущего года;
       ВВПп.г.  — ВВП прошлого года.
Реальный прирост ВВП оценивается как разность между приростом ВВП и инфляцией:
Тр=ТпрВВПI,
 
где Тр — реальный прирост ВВП;
      ТпрВВП  — темп прироста ВВП;
      I  — инфляция.
Фазы экономического цикла
Для того чтобы ответить на вопрос, в какой фазе экономического цикла находится экономика в настоящее время, необходимо оценить изменение четырёх показателей:
  1. Реального ВВП.
  2. Объёма инвестиций в развитие производства.
  3. Объёма кредитов, выдаваемых населению.
  4. Уровня безработицы.
Фаза экономического спада (экономический кризис) характеризуется сокращением реального ВВП, снижением деловой активности (сокращением объёма инвестиций в развитие предприятий), сокращением объёмов потребительского кредитования и ростом безработицы.
 
Показатель
Фаза экономического спада
Фаза экономического роста
Реальный ВВП
Сокращение
Рост
Объём инвестиций
Сокращение
Рост
Объём кредитов
Сокращение
Рост
Уровень безработицы
Рост
Сокращение
 
Правила поведения во время экономического кризиса
Экономический кризис — это сложный финансовый период для всех участников экономических процессов. Поэтому каждый из участников (и государство, и компании, и население) должны вести себя таким образом, чтобы негативные последствия экономического кризиса задели его в наименьшей степени.
Для этого необходимо следовать ряду правил.
Для населения
Населению во время экономического кризиса НЕ СЛЕДУЕТ:
  • брать ипотеку;
  • продавать недвижимость;
  • продавать акции, если в них были вложены сбережения;
  • забирать вложения из ПИФов;
  • экономить на здоровье;
  • конфликтовать с работодателем;
  • держать дома наличные деньги.
Населению во время экономического кризиса (и не только) СЛЕДУЕТ:
  • делать покупки, которые позволят сэкономить в будущем;
  • искать варианты трудоустройства;
  • покупать недвижимость, если есть свободные средства;
  • вести строгий учёт личных финансов (в специализированных программах или в тетради);
  • экономить, не совершать покупок, без которых можно обойтись;
  • формировать резерв, «подушку безопасности»;
  • держать сбережения в нескольких валютах;
  • проверить надёжность банка, в котором открыт депозит.
Для компаний
Компаниям во время экономического кризиса НЕ СЛЕДУЕТ:
  • продавать товар с отсрочкой платежа;
  • увеличивать дебиторскую задолженность;
  • продавать акции других компаний, входящих в инвестиционный портфель предприятия, поскольку они сильно теряют в цене во время кризиса;
  • понижать цены на продукцию.
Компаниям во время экономического кризиса СЛЕДУЕТ:
  • проводить работу по сокращению дебиторской задолженности;
  • отказаться от продажи продукции с отсрочкой платежа;
  • оптимизировать затраты;
  • сокращать штат сотрудников, перераспределяя работу между оставшимися сотрудниками;
  • искать новых партнёров;
  • повышать цены на продукцию для того, чтобы «опередить» инфляционный рост ;
  • искать резервы для увеличения оборачиваемости средств.
Кризисы второй половины \(20\) века
Наиболее серьёзные экономические кризисы второй половины \(20\) века:
  • Энергетический кризис \(1973\)—\(1975\) гг.
  • Дефолт в России (\(1998\) г.)
  • Кризис «.com» в США (\(2000\)—\(2001\) гг.)
  • Мировой финансовый кризис (с \(2008\) г.)
Энергетический кризис (\(1973\)—\(1975\) гг.)
Причиной кризиса явился дефицит нефти на американских рынках, который возник из-за войны на Ближнем Востоке.
В результате дефицита произошёл серьёзный скачок цен на нефть. Американские и европейские компании, с одной стороны, повысили цены на свою продукцию, а с другой стороны, постарались сократить свои издержки и провели массовые увольнения рабочих.
Последствием этого кризиса стало:
  1. Активное развитие разработок по альтернативным источникам энергии, поскольку кризис проявил зависимость развитых стран от нефти.
  2. Превращение Советского Союза в крупного экспортёра нефти, поскольку возросшие цены на нефть сделали выгодной продажу нефти за рубеж. Возможно, именно после этого кризиса появилась сильная зависимость отечественной экономики от цен на нефть.
Дефолт в России (\(1998\) г.)
В августе \(1998\) г. Правительство России объявило дефолт по государственным краткосрочным облигациям, то есть призналось в неплатёжеспособности и невозможности выплатить долг по указанным ценным бумагам.
Кризис характеризовался следующими явлениями:
  • обесцениванием рубля и рублёвых сбережений населения (в 3 раза);
  • закрытием банков;
  • резким спадом производства.
Негативные последствия дефолта:
  1. Краткосрочный рост безработицы.
  2. Разорение мелких фирм, что привело к изменению отношения в обществе к предпринимательству как очень рискованному занятию.
  3. Перевод сбережений граждан в иностранную валюту, недоверие к банкам.
Но дефолт в России имел для экономики не только негативные последствия.
Позитивные последствия дефолта:
  1. Дешёвый рубль сделал российские товары более конкурентоспособными на мировом рынке.
  2. На рынке после дефолта остались только самые эффективные компании.
  3. Было создано «Агентство по страхованию вкладов».
Кризис «.com» в США (\(2000\)—\(2001\) гг.)
Кризис «.com»  («дот ком») разразился после резкого обесценивания акций телекоммуникационных и интернет-компаний.
Инвесторы считали, что любая молодая компания, связанная с новыми интернет-технологиями, может принести серьёзные прибыли в будущем. Поскольку спрос на акции таких компаний постоянно рос, то росли и цены на эти акции.
В \(2000\) г. инвесторы поняли, что большинство компаний убыточны и их акции переоценены, поэтому акции начали резко падать в цене. С \(2000\) по \(2002\) г. фондовый рынок потерял \(5\) трлн долларов, однако кризис не распространился на другие отрасли.
Мировой финансовый кризис (с \(2008\) г.)
Официальной датой начала мирового финансового кризиса принято считать сентябрь \(2008\) г.
Проявления мирового финансового кризиса:
  • обесценивание сбережений населения в виде акций и облигаций;
  • массовые банкротства банков; 
  • рост уровня безработицы;
  • разорение крупных предприятий;
  • рост внешнего долга отдельных стран;
  • падение цен на нефть, которое привело к падению цен на нефть и сокращению доходов бюджета России.