Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема 7 «Финансовые механизмы работы предприятия» направлена на формирование у обучающихся знаний о правовых аспектах ведения бизнеса, об основных показателях, которые характеризуют эффективность работы фирмы, и путях повышения эффективности бизнеса.
Изучая эту тему, необходимо обращать внимание обучающихся на то, что знание финансовых механизмов работы предприятия особенно важно для тех из них, кто планирует открыть собственный бизнес, но оно в той же степени необходимо тем, кто будет трудиться по найму в государственных и частных компаниях.
Базой изучения основ ведения предпринимательской деятельности являются правовые аспекты, в связи с чем необходимо ознакомить обучающихся с основными правовыми актами, регламентирующими ведение предпринимательской деятельности.
Обрати внимание!
Ведение предпринимательской деятельности регламентируется не только правовыми актами, связанными, например, с выбором организационно-правовой формы предприятия, но и с условиями приёма и увольнения сотрудников, назначения испытательного срока, условий оплаты больничных листов, назначения пособий и т. д.
Обрати внимание!
В ходе урока можно предложить обучающимся систематизировать материал о группах правовых актов, регламентирующих ведение предпринимательской деятельности в РФ, в виде таблицы, в столбцах которой указать группу правовых актов, вопросы, на регулирование которых направлены правовые акты, примеры правовых актов, относящихся к рассматриваемой группе.
Для дальнейшего изучения темы учителю необходимо ввести следующие определения: выручка, издержки, прибыль, рентабельность.
Выручку (или доход) предприятие получает от реализации продукции.
Для того чтобы произвести продукцию или услугу, любое предприятие вынуждено совершать определённые траты. Издержки это затраты предприятия.
Очень важно при освещении темы издержек акцентировать внимание на выделении двух типов издержек: постоянных и переменных.
 
Обрати внимание!
Для того чтобы определить, являются ли издержки постоянными или переменными, необходимо ответить на вопрос: если увеличится объём выпуска продукции, то издержки увеличатся? Если ответ положительный, значит, издержки являются переменными, и наоборот. К примеру, такой вид издержек, как аренда цеха, останется одним и тем же и в случае, если будет произведено \(1\) изделие, и \(1000\) изделий, значит, аренда относится к постоянным издержкам.  
На уроках, посвящённых прибылям предприятия, необходимо акцентировать внимание на том, что для оценки эффективности деятельности предприятия используется несколько видов прибылей: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.
При объяснении этого материала целесообразно пользоваться таблицей взаимосвязи видов прибылей, представленной в теоретическом материале.
Необходимо обратить внимание обучающихся на последовательное сокращение размеров таких показателей эффективности предприятия, как выручка, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль (самый большой размер имеет выручка, самый малый — чистая прибыль).
Рассмотрение вопросов о факторах, которые влияют на прибыль компании, а также о повышении эффективности бизнеса путём устранения потерь на производстве следует основывать на базовом соотношении, которое рассматривает прибыль как разность между выручкой и издержками.
Разность может возрасти только в двух случаях: либо увеличится уменьшаемое, либо уменьшится вычитаемое; иначе говоря — либо возрастёт выручка, либо сократятся издержки. На рост выручки, являющейся произведением цены на количество реализованных товаров, может повлиять либо рост первого множителя (цены), либо рост второго множителя (количества реализованных товаров).
Сокращение издержек рекомендуется рассматривать, взяв за основу концепцию бережливого производства, которая выделяет семь видов возможных потерь. При изучении видов потерь необходимо уделить особое внимание способам их оценки.
Большой раздел в рамках темы посвящён оценке стоимости компании.
Обучающиеся должны знать, что существует несколько методов, которые позволяют оценить справедливую стоимость компании, и, прежде всего, к ним относят рыночный, затратный, доходный и сравнительный.
Ознакомление с затратным методом оценки стоимости компании требует от учителя объяснения следующих понятий: активы и пассивы компании, бухгалтерский баланс.
На уроке рекомендуется обсудить вопрос, в чём человек может сохранить своё богатство.
Пример:
Ответы обучающихся могут свестись к примерно следующему перечню: можно закупить товары, можно приобрести золото, ценные бумаги, копить наличные деньги, открыть вклад в банке, купить земельный участок или квартиру. Всё это является активами.
Аналогично активы могут быть и у предприятия.
 
Обрати внимание!
В специальном документе, называемом бухгалтерским балансом, отражаются не только активы (богатство предприятия), но и источники его формирования — пассивы, средства, из которых сформированы активы, которые можно разделить на собственные и заёмные средства.
Одним из весьма сложных является доходный метод оценки справедливой стоимости компании, включающий метод приведённых денежных потоков. Изучение этого материала необходимо начать с введения терминов «денежный поток», «приведённый денежный поток», «дисконтированный денежный поток», «дисконтирование».
Подойти к изучению этого материала необходимо с вычисления простого, а затем сложного процента, что позволит объяснить дисконтирование как процесс, обратный начислению процентов.
Термин «дисконт» можно связать со словами «скидка», «удешевление» и «обесценивание», то есть дисконтирование является способом оценить реальную стоимость обесценивающихся денег.
 
Обрати внимание!
Особое внимание обучающихся следует обратить на то, что необходимость в дисконтировании (определении первоначальной суммы вложений) возникает из-за того, что стоимость одной и той же суммы денег в разные периоды времени разная. Будущие \(100\) рублей имеют меньшую покупательскую способность, чем нынешние \(100\) рублей, поэтому, оценивая стоимость предприятия доходным методом, нужно оценить, сколько будут стоить будущие доходы в сегодняшних деньгах.
Расчёт приведённой стоимости денежных потоков позволяет не только оценить справедливую стоимость компании как дисконтированную стоимость будущих доходов предприятия, но и решать задачи по выбору инвестиционного проекта.
Рассматривая на уроках предпринимательские риски, необходимо обращать внимание обучающихся на то, что предпринимательская деятельность является рискованной по своей сути, но знание рисков и путей их снижения позволяет предпринимателям добиваться успеха на рынке.
 
Обрати внимание!
Ранее изученный материал по дисконтированию поможет проводить расчёты по оценке реального дохода компании. Высокая дебиторская задолженность представляет собой ещё один фактор риска, который связан с изменением стоимости денег во времени.
При рассмотрении классификации предпринимательских рисков следует особо выделить условия работы предприятия в соответствии с видами риска: безрисковые условия работы, условия допустимого риска, условия кризиса. Последний может быть связан не только с внутренними, но и с внешними условиями работы предприятия.
Экономический кризис прежде всего следует рассмотреть как одну из фаз экономического цикла, обращая особое внимание на признаки экономического спада и экономического подъёма.
Рассматривая на уроках экономические кризисы второй половины двадцатого века, необходимо обсудить причины их возникновения и возможные пути выхода из кризиса.
Таким образом, решение практических заданий, приведённых в рамках темы «Финансовые механизмы работы предприятия», позволит разобрать и закрепить такие базовые понятия экономики предприятия как доход, выручка, прибыль и издержки.