Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема 5 «Фондовый рынок» нацелена на изучение возможностей фондового рынка для повышения благосостояния семьи и является расширением и углублением темы 2.7 «Стратегии инвестирования как возможность предупреждения финансовых рисков».
Изучая формирование бюджета семьи, учитель обращал внимание обучающихся на два вида активов семьи: имущественные и инвестиционные.
 
Обрати внимание!
При правильном управлении финансами семьи и сопоставлении доходов и обязательных расходов могут формироваться свободные денежные средства, которые семья может использовать для вложения в инвестиционные активы (иностранную валюту, акции, облигации, векселя и др.).
На вопросы, связанные с выбором инвестиционных активов, механизмами их покупки и продажи, вычислением дохода от различных инвестиционных активов, как раз позволит получить ответы изучение темы «Фондовый рынок».
Приступая к изучению, необходимо ввести такие определения, как рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.
Рассматривая фондовый рынок, учителю необходимо акцентировать внимание на том, что фондовому рынку присущи все рыночные законы, но у него имеется и специфика, которая определяется товаром, представленным на этом рынке — ценными бумагами.
Основное внимание при изучении ценных бумаг необходимо уделять, во-первых, выделению двух категорий ценных бумаг (долевых и долговых), а во-вторых, видам дохода, который соответствует каждому виду ценных бумаг.
Учащиеся должны научиться владеть терминами «процент», «купон» и «дивиденд» и соотносить их с видами ценных бумаг.
Рассматривая доходность ценных бумаг, учитель может ввести понятия абсолютных и относительных показателей для того, чтобы продемонстрировать разницу между доходом и доходностью ценных бумаг.
Доход — это абсолютная характеристика, вычисляемая как разность между нынешней ценой и ценой покупки. Тогда как доходность — это относительная характеристика, рассчитываемая как отношение дохода к цене покупки (к затратам).
Для рассмотрения фондовых индексов необходимо вспомнить способы расчёта средних величин, а именно среднего арифметического и среднего арифметического взвешенного. Учителю необходимо обратить внимание обучающихся на то, что фондовый индекс является ориентиром, свидетельствующим о динамике всего рынка в целом.
Пример:
В качестве дополнительного задания можно предложить обучающимся найти, какие фондовые индексы используются в мире, и как они рассчитываются.
Для понимания механизмов работы фондового рынка обучающиеся должны знать его участников, без деятельности которых функционирование рынка было бы невозможно. Большое количество специальных терминов (брокер, дилер, клиринговая палата, регистратор, депозитарий) создаёт определённые трудности при изучении материала, но именно знание задач и функций, которые выполняет каждый из участников, и должно помочь в усвоении темы. Как правило, обучающиеся (как и взрослые) путают брокера и дилера, поэтому учителю с особой тщательностью необходимо разобрать разницу между этими двумя участниками.
И дилер, и брокер играют на бирже, но брокер играет деньгами клиентов (чужими, не своими) и получает доход с выигрыша клиентов, а дилер играет на рынке своими деньгами и получает доход от их выгодного размещения.
Для того чтобы на фондовый рынок выйти физическому лицу, ему необходимо обратиться к брокеру.
Изучая возможности выхода на рынок FOREX, необходимо неоднократно напомнить обучающимся о том, что за кажущейся лёгкостью игры на рынке FOREX стоит ОГРОМНЫЙ риск потери всех вложенных средств. Для вовлечения населения в игру на валютной бирже (FOREX) многие торговые площадки предлагают попробовать свои силы на демонстрационных счетах. ВСЕ, КТО ИГРАЕТ НА ДЕМО-СЧЁТЕ, ВЫИГРЫВАЮТ!
Выходить на этот рынок можно, только обладая профессиональными знаниями, и если обучающиеся стремятся играть на валютном рынке, сначала им необходимо получить профессиональное образование в этой области.
Одним из инвестиционных инструментов являются паи в паевых инвестиционных фондах.
Пай – это часть. Идея паевого инвестиционного фонда довольно проста: для игры на фондовом рынке необходима крупная сумма, которая одному среднестатистическому человеку непосильна, значит, нужно сложить средства нескольких человек.
Рассматривая иностранную валюту как инвестиционный инструмент, позволяющий получать доход, учителю необходимо акцентировать внимание на понятиях курса валюты, курсов продажи и курсов покупки, разница между которыми позволяет формировать доход от вложения средств в иностранную валюту. Изучая материал о курсах Bid и Ask, необходимо помнить, что эти курсы используются теми профессиональными участниками рынка, которые продают и покупают валюту многократно за одну торговую сессию (за один день).
Значительная часть населения России держит свои сбережения в валюте, поэтому рассматривать вопрос о том, можно ли сохранить свои сбережения таким способом, рекомендуется на конкретных примерах, приведённых в учебном курсе.
Учитель должен объяснить, что курс валюты может не только расти, но и падать, и примером этому служит изменение курса евро в \(2017\) году.
Кроме того, главная характеристика сбережений — это не сумма, а потенциальное количество товаров, которое можно приобрести на эту сумму, то есть покупательная способность.
Именно поэтому даже при росте курса иностранной валюты сбережения, а точнее их покупательная способность, могут сокращаться из-за того, что цены на товары растут с ещё большей скоростью.