Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема «Кредитование» является одной из наиболее интересных тем курса.
 
Обрати внимание!
Кредиты являются неотъемлемой частью жизни современного общества и играют существенную роль в процессе общественного производства. Практически каждый второй человек пользуется кредитами в той или иной форме.
В связи с этим тема имеет огромную практическую значимость для учащихся.

Учащиеся получат полное представление о возможностях получения кредита, научатся выбирать подходящий вид кредита, сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
 
Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений и сделать акцент на том, что кредиты бывают нескольких видов: потребительский, автокредит, ипотека, овердрафт и т. д.
 
Обрати внимание!
Стоит после введения понятийного аппарата устроить дискуссию в классе о том, какие виды кредитов известны учащимся, знают ли они плюсы и минусы кредитования. Необходимо сразу заострить внимание учащихся на том, что кредит может нести в себе угрозу финансовому благополучию семьи, если невнимательно отнестись к его выбору. В качестве домашнего задания можно дать учащимся задание подготовить доклады по видам кредитования. Это позволит им глубже изучить тему.
Как уже было сказано, существует несколько видов кредитов. Однако, так как основная задача курса — привить учащимся грамотное и рачительное отношение к личному бюджету, стоит сказать, что хотя любой человек может оказаться в ситуации, когда возникает острая потребность в наличных денежных средствах, не всегда получение кредита является выходом из ситуации.
 
Обрати внимание!
Можно предложить учащимся порассуждать на тему, что это могут за ситуации.

Необходимо сделать акцент на том, что получение кредита — непростая процедура, требующая предоставления большого количества документов.

До подачи заявления на оформление кредита необходимо уточнить в банке, на каких условиях банк предоставляет кредит, и какие требования предъявляются к заёмщику.
Для того чтобы минимизировать риски, каждому необходимо прежде всего внимательно ознакомиться с условиями кредитного договора.
 
Обрати внимание!
После прохождения данной подтемы желательно дать учащимся решить практические задания, чтобы уже на данном этапе отследить, усвоен ли материал.
 
Существуют разные виды кредита, заёмщик может выбрать самую подходящую для себя форму, однако каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. В частности, кредит в форме микрозайма может серьёзно угрожать благосостоянию из-за высокой процентной ставки за пользование им.
 
Обрати внимание!
Всегда необходимо сначала определиться с выбором кредитного продукта и взвесить — каким выгоднее воспользоваться в каждом конкретном случае.
 
Одним из интереснейших разделов данной темы является раздел, посвящённый кредитным картам. Практически всё население нашей страны активно использует их для совершения платежей и покупок. Однако клиенты могут получить вместе с кредитной картой множество проблем, которые появляются по причине невнимательного отношения к договору, заключённому с кредитной организацией. Поэтому следует очень осторожно подходить к получению денег посредством кредитных карт, так как штрафы и пени иногда могут достигать \(400\) %.
 
Обрати внимание!
Продвинутой группе можно дать решить дополнительные познавательные  задания.
При изучении вопросов, связанных с кредитованием, необходимо заострить внимание учащихся на том, что каждый заёмщик имеет своё собственное кредитное досье — историю оформления и погашения заёмных средств.

Кредитная история является главным документом заёмщика, поскольку именно на её основе банки принимают решение, одобрить ли заявление или отказать в выдаче кредита. Ведь от того, как заёмщик получал и, самое главное, выплачивал заёмные средства, напрямую зависит его репутация как клиента кредитных организаций.
 
Обрати внимание!
Основная задача того, кто получил заёмные средства, — не только возвращать их без нарушений, но также своевременно выплачивать и другие долги.
Стоит отметить, что в кредитном договоре предусмотрены санкции на тот случай, если заёмщик нарушает взятые на себя обязательства. В случае неисполнения обязательств по кредиту заёмщика могут ждать неприятности в виде финансовой, имущественной или даже уголовной ответственности.
 
Обрати внимание!
В связи с этим стоит тщательно оценить свои возможности перед тем, как обратиться в финансовую организацию с целью получения кредита.
Таким образом, в этот период обучения учащиеся получают информацию по всем основным видам и формам кредитования. Информация представлена в полном объёме, однако написана доступным языком, который будет понятен учащимся \(7-\)\(9\) классов.
 
Для учащихся \(10-\)\(11\) классов подобран более сложный материал, содержащий определённые нюансы по взаимодействию с кредитными организациями, а также по условиям кредитования. Данный материал поможет учителю подготовить учащихся к взрослой, самостоятельной жизни, предостеречь их от необдуманного получения кредитов.
 
На данном этапе стоит усложнить дополнительные задания для обучающихся. Можно предложить выполнить задания в группах: найти в интернет-источниках стоимость какого-либо имущества (телевизор, дача, машина, дом и тд...) и рассчитать сколько составит переплата при заданных учителем параметрах кредита.
 
Обрати внимание!
По результатам изучения темы учащиеся должны получить полное представление о возможностях, которые даёт кредитование, и возможных рисках получения кредитов. Учащиеся также научатся решать практические задачи, и эти навыки пригодятся им в дальнейшем.