Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Для создания любого бизнеса требуется стартовый капитал.
Все источники средств для создания бизнеса можно разделить на собственные и привлечённые.
Привлечь средства для открытия бизнеса можно из следующих источников: средства родственников, средства партнёров, кредиты банков, средства государственных и негосударственных программ по поддержке и развитию малого бизнеса, краудфандинг.
Все источники получения средств для создания бизнеса можно оценить по трём основным критериям:
1. Доступность (насколько тот или иной источник доступен для предпринимателя);
2. Уровень свободы (насколько источник будет влиять на бизнес и на предпринимателя);
3. Цена привлечённого капитала (сколько предприниматель должен будет заплатить за использование капитала).
Собственные средства
Это самый простой и доступный источник стартового капитала, имеет высокий уровень свободы. Основной недостаток этого источника — собственных средств хватает не всегда.
Средства родственников и друзей
Это источник, близкий к собственным средствам, однако в случае неуспеха ты рискуешь остаться без друзей и с испорченными отношениями с родственниками.
Средства партнёров
Этот вариант жизнеспособен, но уровень свободы уменьшается пропорционально количеству партнёров, принятых в бизнес: ты не сможешь единолично управлять бизнесом, и доходы будут распределяться между партнёрами.
Кредиты банков или специальных финансовых структур
Сюда относятся все средства, которые можно получить в кредитных организациях (кредиты, займы, лизинг). Уровень свободы этого источника высокий, но за пользование привлечёнными средствами необходимо платить, поэтому цена таких средств может быть высокой. Кроме того, существует много ограничений на выдачу кредитов для организации собственного бизнеса.
Государственные и негосударственные программы по поддержке и развитию малого бизнеса
Главное в таких программах то, что средства выделяются на безвозмездной основе. К таким государственным программам поддержки предпринимательства относятся: программа самозанятости населения, целевые программы поддержки и развития предпринимательства, которые Субъекты Федерации разрабатывают под свои конкретные цели и задачи.
Негосударственные программы — это различные гранты на открытие и развитие перспективных бизнес-идей.
Такой источник имеет также высокий уровень свободы, но доступность такого источника средств ограничена.
Одним из источников средств на создание собственного бизнеса могут служить государственные программы по поддержке малого предпринимательства.
Государство оказывает безвозмездную помощь при создании собственного бизнеса в виде:
  1. Субсидии на запуск собственного дела в размере пособия по безработице за \(12\) месяцев (плюс столько же за каждого трудоустроенного работника, пришедшего по направлению из центра занятости);
  2. Субсидии на развитие бизнеса, существующего не более двух лет, в размере \(300–500\) тысяч рублей, но доля собственных средств предпринимателя в проекте не может быть меньше \(35–50\) % от общей суммы инвестиций;
  3. Субсидии на переоснащение и развитие предприятия, работающего в стратегически важной области хозяйства, в размере \(3-10\) миллионов рублей.
 
В настоящее время в РФ на федеральном уровне и на уровне субъектов действуют программы поддержки малого предпринимательства, средства которых могут служить источником для развития собственного бизнеса
Обрати внимание!
Государственные программы:
1. Материальная и информационная помощь в инновационной деятельности;
2. Имущественная и материальная помощь для участия в выставках;
3. Многоплановая помощь предпринимателям, занятым в сельскохозяйственном секторе;
4. Налоговые льготы и налоговые каникулы для вновь созданных предприятий;
5. Частичное возмещение расходов на обновление основных средств;
6. Возмещение расходов на обучение работников предприятия;
7. Информационная поддержка (организация семинаров, обучающих курсов);
8. Имущественная поддержка, предоставление муниципальных помещений и производственных мощностей в аренду со скидкой до \(60\) %;
9. Поддержка региональных инвесторов, льготные кредиты и частичная компенсация расходов по договорам лизинга;
10. Частичное возмещение расходов на реализацию программ энергосбережения;
11. Размещение государственных заказов, допуск к тендерам на госзакупки.
 
Государственную поддержку как источник средств для создания и развития бизнеса могли бы использовать значительно большее число предпринимателей, но их останавливает как незнание мер господдержки, так и неумение подготовить конкурсную документацию.
Для участия в программах нужно добиться включения в реестр получателей помощи и пройти конкурсный отбор, организацией которого занимается местная администрация или фонд поддержки предпринимательства.
Обрати внимание!
При проведении отбора претендентов на получение государственных субсидий оцениваются:
  • бизнес-планы;
  • количество трудоустроенных;
  • полезность предприятия для наполнения бюджета;
  • социальные факторы;
  • продолжительность существования предприятия (от трёх месяцев до двух лет);
  • размер собственных инвестиций предпринимателя (доля собственных средств предпринимателя в проекте не может быть меньше \(35–50 \)% ).
Приоритетными направлениями бизнеса, которым государство оказывает поддержку, являются стратегически важные сферы: инновационная деятельность, сельское хозяйство, социальный бизнес.
Краудфандинг
Краудфандинг — народное, общественное финансирование (от сочетания английских слов сrowd funding: сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют через Интернет свои деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать усилия других людей.
Иначе говоря, краудфандинг — это организация сбора средств на реализацию некоторой идеи.
 
Обрати внимание!
Сбор средств может служить различным целям: помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и стартап-проектов, малого предпринимательства и частного бизнеса, созданию свободного программного обеспечения и игр, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому.
Предприниматель (инициатор сбора средств) регистрируется на одной из интернет-площадок, заявляет о цели сбора средств, определяет сумму, которую необходимо собрать и условия возврата средств «донорам» (тем, кто передаст деньги на реализацию проекта). Информация о размере собранных средств является открытой. 
Стартапы
Стартап — это новый бизнес, который, как правило, создаётся в высокотехнологичных отраслях с минимальными вложениями.
Примерами стартапов являются такие компании как Google, Facebook. И если эти компании продолжают своё существование, то такой стартап как YouTube был продан его создателем через год за 1,7 млрд долларов.
Как правило, стартапы создаются именно с целью продажи не товара, а самого стартапа крупной компании.
Стартап имеет ряд специфических особенностей, присущих только этой форме бизнеса:
  • создаётся в высокотехнологичных отраслях, чаще всего для реализации принципиально новой технической идеи — инновационной бизнес-идеи;
  • имеет короткий жизненный цикл, то есть от основания до продажи бизнеса проходит мало времени;
  • должен иметь высокие темпы роста бизнеса.
Кроме того, как и любой бизнес, стартап:
  • должен иметь государственную регистрацию;
  • создаётся предпринимателем на свой страх и риск.
Обрати внимание!
Стартап является высокорискованным предприятием, лишь \(1\) предприятие из \(10\) оправдывает ожидания инвесторов.
Как правило, стартапы создаются не в одиночку, а командой единомышленников. Участников стартапа (startup) называют стартаперами от анг. startuper.