Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Первый выбор, который тебе необходимо будет сделать при регистрации собственного бизнеса — создавать ли организацию или вести предпринимательскую деятельность как физическое лицо.
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Преимущества и недостатки ИП
Основные преимущества и недостатки предпринимательской деятельности в форме ИП:
 
Преимущества
Недостатки
Более простая процедура государственной регистрации по сравнению с юридическими лицами как при начале хозяйственной деятельности, так и при окончании (меньше количество документов, ниже госпошлина);Наличие принципа полной материальной ответственности по всем долгам: всем имуществом, даже если оно не участвует в предпринимательской деятельности;
Отсутствие необходимости в формировании уставного капитала;Трудности с привлечением компаньонов, партнёров;
Не нужно вести полномасштабный бухгалтерский учёт — достаточно простой книги учёта доходов и расходов;Ограничение на ведение некоторых видов деятельности, например, банковской или торговлей алкоголем в розницу;
Возможно применение патентной системы — одного из самых удобных и лояльных налоговых режимов;Организационные трудности при привлечении сторонних инвестиций;
Наличие льгот по страховым взносам — фиксированные суммы за индивидуального предпринимателя вместо «привязки» размера взноса к уровню доходов, как у юридических лиц, и пониженные тарифы для наёмных работников;Сложнее расширить бизнес, возможны проблемы с кредитованием.
Возможность найма персонала без ограничения по количеству с упрощённым порядком увольнения; 
Отсутствие необходимости в юридическом адресе. 
 
Преимущества и недостатки ООО
Основные преимущества и недостатки предпринимательской деятельности в форме ООО:
 
Преимущества
Недостатки
Проще кредитоваться в банках на крупные суммы, открывать кредитные линии или использовать такие формы финансирования, которые по требованиям банковской безопасности недоступны для индивидуального предпринимателя (например, зонтичные овердрафты);Сложнее процедура регистрации: требуется больше документов, выше госпошлина;
Проще работать с контрагентами: получать отсрочки, рассрочки платежей или наоборот, настаивать на своих условиях погашения задолженности;Необходимость ведения полноценного бухгалтерского, налогового учёта;
Высоки шансы стать узнаваемым на рынке за счёт использования торговой марки;Объём отчётности, которую нужно представлять разным контролирующим органам, значительно больше, чем у индивидуального предпринимателя.
В дело могут войти частные инвесторы, и со временем бизнес может разрастись так, что компания может стать акционерным обществом, выйти на биржу и на мировой рынок; 
Ответственность по обязательствам — не личным имуществом, как в случае с индивидуальным предпринимателем. 
 
Особенности регистрации ИП и ООО
Наиболее распространёнными организационно-правовыми формами, в которых ты можешь создать собственный бизнес, являются ИП и ООО.
Процедура регистрация ИП:
  1. Выбор способа оформления и подачи документов (на бумаге или при помощи сервисов ФНС);
  2. Формирование пакета документов (заявление, копия паспорта, квитанция об уплате госпошлины в размере \(800\) руб.);
  3. Подача документов в инспекцию ФНС (лично, через представителя, по почте (с нотариально заверенной подписью заявителя), в электронном виде (с электронной подписью заявителя));
  4. Получение документов через \(3\) рабочих дня: лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), уведомление о постановке на учёт физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Если, проанализировав преимущества и недостатки разных организационно-правовых форм, ты принял решение регистрировать собственный бизнес в форме ООО, то процедура будет включать следующую последовательность шагов.
Процедура регистрации ООО:
  1. Выбор юридического адреса;
  2. Выбор способа подачи документов (на бумаге, в электронном виде);
  3. Формирование пакета документов: заявление, решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей; устав ООО (представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре — при направлении в электронном виде), квитанция об уплате государственной пошлины в размере \(4000\) руб., заявление о применении упрощённой системы налогообложения;
  4. Подача документов в инспекцию ФНС.
  5. Получение документов через \(3\) рабочих дня: лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа; свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения. В нём указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учёт – КПП.
  6. Открытие счёта в банке и внесение на счёт суммы уставного капитала не позднее, чем через \(4\) месяца после регистрации.
Особенности ООО
Для организации общества с ограниченной ответственностью учредитель или учредители должны сформировать уставный капитал.
Пример:
Его минимальное значение определяется законом: в \(2017\) году минимальный размер уставного капитала равен \(10 000\) рублей.
Обрати внимание!
Размер уставного капитала может быть больше, но не может быть меньше установленного минимального размера. Для некоторых видов деятельности установлен собственный размер минимального уставного капитала. Субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать размер минимального уставного капитала, но только в сторону увеличения.
Размер уставного капитала имеет большое значение. Для получения кредита и привлечения инвестиций кредиторы, в первую очередь, смотрят на размер уставного капитала, потому что в случае банкротства ответственность учредителей ограничена размером уставного капитала.
ООО может зарегистрировать один человек (один учредитель), который полностью внесёт весь уставный капитал самостоятельно, но ООО могут зарегистрировать и несколько учредителей, которые договорятся о том, в каких долях они вносят уставный капитал, в этих же долях будет распределяться между учредителями и прибыль.
Документ, в котором закрепляется договорённость о долях участия учредителей в уставном капитале, называется учредительным договором.
Уставный капитал должен быть внесён на расчётный счет не позже, чем через 4 месяца после регистрации ООО.